Просмотров 277

Позже ключевые идеи метамодерна оформил британский художник и метамодернист Л. Тернер в своей работе «Манифест метамодернизма» [5]. Он обосновывает приставку «мета-» как отсылку к платоновскому термину metaxis, обозначающему колебание между двумя противоположными понятиями и одновременность их использования [6]. Таким образом, метамодерн характеризуется как осцилляции или маятник, тем самым утверждая, что мы живем в состоянии своеобразного маятника. Каково оно? Это состояние постоянного поиска, при котором нет одной истины, когда каждое граничное состояние правильно, когда все правильно и неправильно одновременно.

Суть метамодерна Т. Вермюлен и Р. Аккер описывают как бесконечный поиск истины, которую мы никогда не сможем найти, потому что ее еще не существует, а старые истины перестали работать. В нашей ситуации метамодерн – это колебания между модерном и постмодерном. В качестве наглядного примера они предлагают следующую метафору: это тот самый ослик, который идет за подвешенной впереди морковкой. С одной стороны, он не может съесть эту морковку (поскольку она подвешена таким образом, что до нее невозможно дотянуться); с другой стороны, он не останавливается, потому что очень хочется ее съесть. Таким образом, мы живем в ситуации метамодерна, в ситуации маятника между модерном и постмодерном.

По словам Т. Вермюлена и Р. Аккера, метамодерн, в отличие от модерна и постмодерна, не является конкретной отдельной философской парадигмой. По их утверждению, это структура чувства. Дело в том, что, используя какую-то определенную когнитивную модель, человек радикализирует мир, устанавливает конкретные опорные точки, ограничения. Метамодерн же предполагает выйти за пределы этих границ.

Единственный, по их мнению, способ существования в современной ситуации – это состояние осцилляции или раскачивания. Все человечество как бы превратилось в один большой маятник, и каждый конкретный человек живет в этом состоянии. Когда он пытается нащупать точку опоры (а этих опор больше нет), ему, для того чтобы быть в тренде, необходимо раскачиваться вместе с маятником. И если для человека это становится недостижимой задачей, то есть другой выход – оставаться в какой-то одной из тупиковых концепций: в модерне с задачами, целями, результатом и созиданием либо в противопоставленном ему постмодерне.

Метамодерн представляется как некое состояние, при котором возможно испытывать искреннее удовольствие от всего. Это означает, например, что любовь может быть не только честной, но и ироничной. Благодаря такому новому чувству стало возможным не концентрироваться на больших метанарративах, а искать собственную цель. Таким образом, раскачивание между серьезностью модерна и постмодернистской иронией поднимает метамодерн над ними.

16 Июн 2020 в 09:56. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв