Просмотров 299

Другим свойством метамодерного музыкального аффекта становится моментальность его возникновения, когда погружение в него происходит с первых же тактов. Во всех образцах музыки метамодерна прослеживается этот моментально возникающий двойной аффект. В соответствии с главным принципом метамодерна – принципом маятника – основной аффективной парой в метамодерне можно считать меланхолию и эйфорию, переживаемые одновременно. О меланхолии Ж. Бодрийяр пишет следующее: «Меланхолия – неотъемлемая черта способа исчезновения смысла, испарения смысла в операциональных системах. И все мы погружены в меланхолию» [1, с. 212]. Такое стирание смыслов одновременно вызывает тоску по этим смыслам, по большому высказыванию, метанарративу. Оборотной же стороной меланхолии становится эйфория как проявление той самой противоположности, соответствующей духу метамодерна.

Дилетантизм – еще одно свойство метамодерна, возвращающее музыке «новую простоту». Он означает одновременную доступность для каждого при значительной ментальной сложности. На практике это выражается в радикальном упрощении языка: использовании простых оборотов, понятных интонаций, разной степени наивности и дилетантизма. И здесь возникает важная для метамодерна проблема «поэтики незначительного». Она проявляется в разных, подчас никак не пересекающихся и даже противоречащих друг другу формах.

Таким образом, метамодерн выступает как логическое и закономерное продолжение постмодерна, отражая при этом общее состояние и настроение современности. Сложившаяся концепция метамодерна не закрывает собой постмодернистский проект, а полностью вбирает в себя основные идеи музыкального постмодернизма, трансформируя их в новую форму, ярким свидетельством чему является, например, постирония – представление постмодернистской иронии.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляции / Ж. Бодрийяр; пер. с фр. А. А. Качалова. – М.: Постум, 2017. – 240 с.
  2. Лиотар, Ж.  Ф. Переписать современность / Ж. Ф. Лиотар // Ступени: Филос. журнал. – 1994. – № 2. – С. 102–103.
  3. Ольшанский, Д. А. Основы идеологии модернизма / Д. А. Ольшанский. – Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/text/olshanskiy-da/osnovy-ideologii-modernizma
  4. Сербинская, В. А. Постмодернизм и метамодернизм: разграничение понятий и черты метамодернизма в современной литературе / В. А. Сербинская // Парадигма: филос.-культуролог. альманах. – 2017. – № 26. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29205817_50577676.pdf
  5. Тернер, Л. Метамодернизм // Манифест / Л. Тернер. – Режим доступа: https://web.archive.org/web/20160429115624/http://www.metamodernism.su/
  6. Хрущева, Н. А. Постирония и эйфория: О метамодерне в академической музыке / Н. А. Хрущева // Музыкальная академия. – 2019. – № 1. – Режим доступа: http://mus.academy/articles/postironiya-i-eyforiya-o-metamoderne-v-akademiches
  7. Эпштейн, М. Н. Постмодерн в русской литературе: учеб. пособие для вузов / М. Н. Эпштейн. – М.: Высш. шк., 2005. – 495 с.
  8. Vermeulen, T. Notes on metamodernism / T. Vermeulen, R. Akker // Aesthetics & culture. – 2010. – № 2. – Режим доступа: http://www.emerymartin.net/FE503/Week10/Notes%20on%20Metamodernism.pdf

 

 

Бардаченко Н. А. Метамодерн как новый этап современной музыки

В статье рассматриваются вопросы кризиса культуры постмодерна и проблематика определения понятия «метамодерн» как актуального социокультурного феномена. Проводится анализ понятий «постмодерн» и «метамодерн», на основе чего выводятся характерные черты метамодерна, рассматриваются особенности метамодернизма в музыке.

Ключевые слова: модерн, постмодерн, метамодерн, постирония, музыкальный метамодернизм.

 

Bardachenko N. A. Metamodern as a New Stage in Modern Music

The article examines the issues of the postmodern culture crisis and the problems of defining the concept of “metamodern” as an actual sociocultural phenomenon. The concepts of “postmodern” and “metamodern” are analyzed, on the basis of which the characteristic features of metamodern are derived, the features of metamodernism in music are considered.

Key words: modern, postmodern, metamodern, postironia, musical metamodernism.

16 Июн 2020 в 09:56. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв