Просмотров 299

Поскольку метамодерн является раскачиванием между двумя противоположностями (осцилляции), в котором не занимается некая определенная позиция, культура метамодерна воспринимается как один общий поток смыслов, которые являются составными элементами общей истины, где каждая единица важна и самодостаточна. Поэтому для метамодерна не характерна элитарность, нет высокой и низкой культуры.

Внешней предпосылкой появления метамодернизма, отражающей общий кризис постмодернизма, является усталость от тотальной иронии постмодернизма, от его непрерывного цитирования и невозможности метанарративов. В искусстве метамодернизма также провозглашается состояние колебания между культурными аспектами модернизма и постмодернизма. Характерными чертами метамодернизма здесь выступает сочетание просвещенной наивности, прагматического идеализма, умеренного фанатизма и колебаний между иронией и искренностью, конструкцией и деконструкцией, апатией и влечением, попытка достичь состояния превосходства (трансцендентности), как если бы оно находилось в пределах нашей власти. Поколение метамодернизма осознает, что можно быть ироничными и искренними одновременно, и здесь одно не обязательно должно вытеснять другое [5].

Постмодернистский релятивизм, а также тенденции к деструкции постепенно начали утрачивать свою популярность и перестали вызывать интерес в художественной среде. Если постмодернизм противопоставляется пафосному и пропитанному одухотворенностью модернизму, то метамодерн складывается как сочетание этих противоречащих друг другу концепций, выражающее тот самый характерный для него принцип маятника. Поэтому новое искусство оставляет в себе склонность к цитированию и одновременно – созданию чего-то принципиально нового, а ироничность здесь приобретает новую форму, перекликаясь с романтическим настроением. Метамодерн стремится найти смысл культуры и искусства, наделить произведения глубиной. Однако это глубина иного порядка, чем в постмодерне. Искусство метамодерна стремится к многомерности.

К рассмотрению искусства метамодернизма можно подходить с двух позиций. С одной стороны, метамодернизм можно рассматривать как новый этап развития в общем русле эпохи постмодерна [7, с. 15]. И в таком ключе метамодернизм, являющийся составной частью постмодерна, противопоставляется уже всему допостмодерновскому искусству. С другой стороны, метамодернизм выступает как синтез модернизма и постмодернизма, отражающий бинарность этих концепций. Это создает некую диалектическую триаду (тезис – антитезис – синтез), которая в свою очередь противопоставлятся всему домодерновому искусству.

Каковы же особенности и характерные черты музыкального метамодерна? Подобно тому как сама идеология метамодерна в целом строится на основе постмодерна, так и музыкальный метамодернизм, который следует эстетическим и философским идеям метамодерна, происходит из музыкального постмодернизма. Для музыкального метамодернизма основной предпосылкой является усталость от сложных (нередко математических) методов композиторских техник. Характерным является уход от идеи поиска новых сложных «звучаний», во многом обнулившейся в связи с тотальной компьютеризацией музыкального творчества.

16 Июн 2020 в 09:56. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв