Просмотров 299

Музыкальный постмодернизм предполагает иронию, широкое цитирование произведений искусства предшествующих эпох, стилевой плюрализм. Относительно музыкального метамодернизма интересными являются предложенные Н. Хрущевой аспекты, такие как: постирония, конец цитатности, возврат аффекта, актуализация метанарративов, стирание границы между профессионализмом и дилетантизмом [6].

Постирония – это, пожалуй, самое яркое и наглядное выражение метамодерна в контексте музыкальной культуры. Она является своеобразным переосмыслением постмодернистской иронии. Постиронию можно представить как двойное обращение высказывания, когда прямой посыл обретает иронический оборот, но следом эта ирония снова оборачивается, обретая новую прямоту. Если ироническое высказывание искажает прямой смысл (и тем самым опровергает высказанное), то постироническое обретает новую форму, возвращая искренность высказывания, но уже через призму иронии. В этом и выражается основной принцип метамодерна – осцилляции, или смысловые колебания между прямым высказыванием и иронией. Однако это колебание не совсем точно описывает постиронию, поскольку тут прямое высказывание и ирония не сменяют друг друга, а взаимосвязаны диалектически. В постиронии преодолевается ирония постмодерна, но при этом она остается глубоко внутри как составная часть сложного высказывания.

В силу своей специфики постирония наиболее отчетливо проявляется именно в вокальных произведениях, наделенных смысловым содержанием и связью непосредственно с музыкальным сопровождением. Кроме того, постирония значительно проявляется в массовой, или поп-культуре. Во многом поэтому и актуализируется в ситуации метамодерна вокально-песенный жанр.

В метамодерне также обретает новую форму цитатность. Цитирование как ссылки на уже существующие произведения, столь характерные для постмодернизма, тут сменяется безымянными архетипическими образами. Для метамодернизма характерно непрерывное и неизменное цитирование стиля на протяжении всей композиции. При прослушивании музыки метамодерна складывается ощущение, что в ней одновременно как нет ничего «своего», так и нет никаких конкретных цитат.

В музыкальном метамодернизме возвращается аффект – музыкально-эстетическая концепция, подразумевающая длительно переживаемую статичную музыкальную эмоцию. Если модернизм заключал в себе фигуру бурения, взрывания поверхности, вертикали, создававшейся некой сверхидеей, то постмодернизм представляет собой, наоборот, фигуру плоскости, поверхности, горизонтального сглаживания, тотальной уравнивающей иронии, внутри которой невозможно утверждение какой-либо универсальной сверхидеи. Метамодернизм же, продолжая осознавать невозможность этой сверхидеи, начинает снова «серьезно играть» в нее – и энергия модернизма, возвращаясь на новом уровне, дает особый метамодерный аффект.

16 Июн 2020 в 09:56. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв