Просмотров 108

Эти три фактурных компонента дополняет нисходящая линия баса, дающая ощущение неторопливого движения времени, неподвластного мирской суете.

В. Мартынов не отходит от привычного ему попевочного развития (тт. 6–15). При этом следует отметить четкое соблюдение композиционной симметричности: все строфы насчитывают в своей структуре 10 тактов.

Цифра 3 являет собой средний раздел намеченной трехчастной структуры. Однако эта некая трехчастность умозрительна лишь благодаря хоровому варьированию. Так, в третьей строфе возникает восходящий поступенный подголосок у вторых сопрано, создающий подобие иной риторической фигуры эпохи Средневековья – анабасис (начиная с т. 26). Возникшая мелодическая линия изложена крупными длительностями и звучит на слог «а». Таким образом, композитор подчеркивает главенство подлинного напева и дифференциацию хоровой фактуры на ведущий глас и сопровождение.

Структурно композиция трехчастная: 10 строф условно можно разделить на экспозицию (1–2), развитие (3–9) и заключение с кодой (10). Развивающий раздел отмечен появлением видоизмененных подголосков и применением варьирования. Так, в седьмой, восьмой и девятой строфах подключается третья солистка, которая ведет первый подголосок, вторая повторяет второй, первая интонирует колыбельную, образуя подобие старинного трехстрочного пения.

Последняя строфа текста обобщает сказанное, но обновление затрагивает музыкальную ткань: у баса и солирующего третьего сопрано звучат интонации плача и скорби – нисходящие хроматические ходы, проникающие впоследствии в верхние голоса, что нарушает диатонический линеаризм. Привычно начинаясь с реконструированного распева, цифра 10 продолжается имитированием у вторых и третьих сопрано на словах «на небесех».

Хоровая кода – дление тонического трезвучия с вниманием к верхнему квинтовому тону – Богу – Святому Духу. Необходимо отметить, что интонация квинты – это протоинтонация, символизирующая совершенство рая, бессмертие души, помилованной и награжденной вечностью за праведность.

Как пишет М. Катунян, «Владимир Мартынов предстает как знаковая фигура. В его творчестве сосредоточены все главные акценты сегодняшней культуры с ее направленностью к синтезу, который смыкает разного плана оппозиции: Восток – Запад, современность – архаика, элитарность – «низовая культура», рациональное – интуитивное, светское – религиозное, профессиональная традиция – фольклор, автор – аноним, музыкальное – внемузыкальное, имманентность – синкретизм…» [2].

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бродова, И. Концепция духовности в творчестве Владимира Мартынова / И. Бродова, П. Рослов // Ярослав. пед. вестн. – 2013. – № 1. – Т. 1 (Гуманитарные науки). – С. 206–210.
  2. Катунян, М. Новое сакральное пространство Владимира Мартынова / М. Катунян. – Режим доступа: http://www.devotiomoderna.ru/rus/articles/50_article.php
  3. Мартынов, В. Конец времени композиторов / В. Мартынов; послесл. Т. Чередниченко. – М.: Русский путь, 2002. – 296 с.
  4. Мартынов, В. Зона opus posth, или Рождение новой реальности / В. Мартынов. – М.: Классика-ХХI, 2011. – 292 с.
  5. Медушевский, В. Новое сакральное пространство или вечная юность традиции? Минимализм в его отношении к традиции / В. Медушевский // Новое сакральное пространство. Духовные традиции и современный культурный контекст: материалы науч. конф. / под ред. М. И. Катунян. – М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2004. – С. 101–110.
  6. Медушевский, В. Духовный анализ музыки: учеб. пособие: в 2 ч. / В. Медушевский. – М.: Композитор, 2014. – 632 с.

 

 

Воротынцева Л. А. Opus posth музыка В. Мартынова как «стена-сообщение»
в ретроспективе прошлого (в контексте возрождения русской культовой традиции)

В данной статье анализируются «Заповеди блаженства» В. Мартынова, относящиеся к оpus posth музыке бриколера. Это хоровое сочинение, исполняющееся a capella и являющееся реконструкцией-интерпретацией текста Священного писания в необиходных жанровых формах. В целом вся оpus posth музыка возвращает слушателя к истокам музыкального искусства, а в данном случае – к древнерусскому строчному пению.

Ключевые слова: бриколер, минимализм, интерпретация, традиция, жанр.

 

Vorotyntseva L. A. Opus Posth Music by V. Martynov as a «Wall-message»
in a Retrospective of the Past (in the Context of Revival of Russian Cult Tradition)

This article analyzes the «Commandments of Bliss» by V. Martynov, relating to the opus posth music of the bricoller. This choral composition, performed a capella, is a reconstruction-interpretation of the text of the Holy Scriptures in unnecessary genre forms. In general, all opus posth music returns the listener to the origins of musical art, and in this case, to the old Russian lowercase singing.

Key words: bricoller, minimalism, interpretation, traditions, genre.

16 Июн 2020 в 09:53. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв