Просмотров 265

Уникальность стиля Шостаковича в соединении двух противоположных сфер – бетховенского симфонизма и баховской полифонии. Шостакович – полифонист и симфонист сумел включить исторические жанры в новейшую историю музыки. Весь Шостакович – это эволюция полифонии, умноженная на личность. Ему присущи особая полифоническая эстетика, этос (устойчивое свойство, стабильность), которых после Баха не было в мировой полифонии. Полифонический мелодизм Баха нейтрален и носит обобщённо-европейский характер, одухотворённый стилистической неповторимостью. В отличие от баховского стиля Шостакович решает художественную задачу путём включения в полифоническую речь пласта национального мелоса. Кроме того, он усиливает образную сферу посредством симфонизации фуги, появляется драматизм, конфликтность, масштаб отдельных частей.

Полифоничность мышления Шостаковича проявляется в самых различных жанрах и в самых разных вариантах. В І ч. Симфонии № 10  в виде хоровой полифонической фактуры, в полифоническом развитии двух тем  главной партии, в Симфонии № 8 – контрастная полифония, а в финале – фугированная. В Фортепианном концерте № 1 – 3-я часть и финал, в Концерте № 2 – каденция 1-ой части; возрождение старинных форм – токката 3-й части Симфонии № 8, пассакалия в 4-й части Симфонии № 10; многотемность – Квартет № 8, где процитированы все его симфонии, то же и в альтовой сонате.

В 1950 – 1951 годах он обращается к собственно полифоническому жанру и, повторив подвиг Баха, пишет 24 прелюдии и фуги в Дрездене. Цикл был написан к 200-летию со дня смерти композитора и посвящён пианистке Т. Николаевой.

Образцы этих пьес – энциклопедия звуковых состояний музыки Шостаковича в предельной концентрации. Е. Мравинский вспоминает, как Шостакович говорил, что не любит, когда в музыке больше нот, чем смысла. Здесь симфонические традиции существуют в рационально выверенном полифоническом пространстве, а свойственная стилю Шостаковича экспрессия нарастания развития находится в строгих рамках формообразования. Принцип симфонического развития заложен как в отдельных пьесах, так и в построении цикла в целом. (Шостакович говорил, что он этого не задумывал.) От первой прелюдии C-dur, где напрашивается аналогия  с «Credo» своей хоральностью, состоянием высшего спокойствия, к d-moll с грандиозным финалом и философским обобщением.

16 Мар 2018 в 11:30. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв