Просмотров 265

Разнообразие пьес цикла – это отражение огромного образного спектра музыки Шостаковича.  C-dur –  хорал с мерным ритмом сарабанды прелюдии и спокойная «русская» тема фуги. Как отзвук его театральной музыки – a-moll – токкатная, хрупкая, как инкрустация, прелюдия, и гротескная, нервная, ломкая фуга. Скорбные интонации  прелюдии  e-moll  и колоссальное  нарастание двух тем в фуге. Прелестная  «лютневая» прелюдия D-dur и скоморошеская, явно перекликающаяся с русскими темами Мусоргского – фуга, ярмарочная, со смешными выкриками (как в «Лиможском рынке») «Комаринская». Прелюдия A-dur ассоциируется с балетной музыкой, в ней какая-то хрустальная ясность и кинематографичность, и фуга как торжество света, утра, колокольного звона. Трагическая fismoll – еврейская тема, и фуга с повторяющимися ноющими интонациями производит жутковатое впечатление. Desdur – наиболее напряженная по внутреннему полифоническому смыслу. Здесь контрапункт  использован в самом  буквальном значении слова – «нота против ноты». Есть здесь и роспись автора Д. Шостаковича, которая потом превратится в знаменитое DEsCH в 10-й симфонии, 8-м квартете и виолончельной сонате. Странно, что этот же знак есть в квартете Моцарта Ddur К 465 «Диссонанс после вступления».

Цикл 24 прелюдии и фуги стоит в одном ряду с 5, 8, 10, 15-й симфониями, оперой «Леди Макбет», сонатой для альта, 8-м квартетом. Это вершины художника, русского по существу, вслед за Чайковским, Мусоргским, Достоевским, Чеховым включающего культуру в общемировое пространство. Есть «нечто» в этой музыке, не поддающееся словесному описанию, что не позволит этой музыке остаться в своём историческом времени, которое, по-видимому, ещё не закончилось: слишком много на наших глазах происходит такого, к чему эта музыка является живым комментарием.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Достоевский Ф. М. Дневник писателя : в 2 т. Т. 1 / Ф. М. Достоевский ; вступ. ст. И. Волгина, коммент. В. Рака, А. Архиповой, Г. Галаган и др. – М. : Книжный клуб, 2011. – 800 с.
  2. Закат Европы / О. Шпенглер ; авт. вступ. ст. А. П. Дубнов, авт. коммент. Ю. П. Бубенков и А. П. Дубнов. – Новосибирск : Наука, 1993. – 593 с.
  3. Суханцева В. К. Музыка как мир человека. От идеи вселенной – к философии музыки / В. К. Суханцева. – Киев : Факт, 2000. – 176 с.
  4. Хофштадтер Д. Гёдель, Эшер, Бах : эта бесконечная гирлянда / Д. Хофштадтер. – Самара : Изд. дом «Бахрах-М», 2001. – 752 с.
  5. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах / А. Швейцер. – М. : Классика-XXI, 2002, – 836 с.
16 Мар 2018 в 11:30. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв