Просмотров 340

Симулятивный способ бытия не мог не затронуть музыкальное искусство. Музыкальное бытие охватывает весь мир человеческого существования: от архетипической символики искусства до пустых техногенных симулякров. Музыкальный язык как целостная система знаков и средств музыкальной выразительности в условиях современной культуры формирует принципиально иную семиотику и онтологию музыкальной знаковости. Постмодернизм переосмысливает в «великой деконструкции» все структурные элементы музыкального языка, превращая их в симулякры. Музыкальная символика теряет свои онтологические основы, символ «уходит» из музыки, а его место полноправно занимает знак. В исторической эволюции музыкальные интонации, ритмы, тембры и другие элементы языка рафинируются, видоизменяются и все больше теряют свою генетическую связь с праисторической сущностью, становясь просто знаками. Символ становится симулякром, в результате музыкальное пространство наполняется пустыми знаками, потерявшими свою онтологическую сущность. Опираясь на философию постмодернизма, деконструктивизма, можно сказать, что симулякр есть метакатегория человеческого существования в рамках современной культуры. Проанализируем семиотические отличия символа от симулякра.

Если символ может рассматриваться как некий «кентавр» – полуобраз-полузнак, то симулякр – это знак без образа. Симулякр есть изначально пустой, антиреференциальный знак, но аккумулирующий смыслы по принципу нонселективной деконструкции. Символ есть некий референциальный знак-образ трансцендентного, которое бесконечно шире этого знака. Символ аккумулирует, симулякр рассеивает; символ созидает, симулякр деконструирует; символ «при-сутствует» (находится при сути, бытийствует), симулякр выдаёт «от-сутствие» за «при-сутствие»; символ связан с трансцендентным, симулякр замкнут на имманентном. Симулякр подвергает символ реутилизации. Символ – космо-тео-антропоцентричен, симулякр техноцентричен. Суть символического искусства – выражение красоты, гармоничности, полноты бытия, симулякры же лишены этого. Симулякр конвенциален, он не имеет объектной ценности, но несет лишь субъективно-квазисубъективно-групповую, как бы всеобщую ценность. Симулякр – это перечёркивание смысла, это лишь симуляция символичности, это иронично-ностальгические похороны художественного «образа-символа-эйдоса».

01 Мар 2016 в 09:08. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв