Просмотров 244

В рамках исследования «Дао Дэ Цзин» «Дао – Путь» представляет единое первоначало всего сущего, «единую субстанцию» и «мировую закономерность» [Там же], в соответствии с принципами которой человек как благородный муж должен жить в гармонии с природой, людьми и миром. Дэ (мораль) как второй основополагающий компонент является «жизненной силой для восприятия мира и деятельности в нём, он «наполняет форму вещей» и вытекает из Дао» [7, с. 110]. Принято считать, что принципы «Дао» и «Дэ» образуют философское эко-этическое мышление, в котором «Дао» олицетворяет природные силы либо подчиняется природе [4, с. 116]. Согласно высказыванию Лао Цзы, «человек следует [законам] земли. Земля следует [законам] неба. Небо следует [законам] Дао, а Дао внемлет природе» [8, с. 112]. Дао как всеобщий Абсолют уходит корнями в лоно природы и существует в соответствии с законами природы.

При этом данное натурфилософское мировосприятие тесно взаимосвязано с представлениями о бытии человека. Представители даосизма верят в то, что «человеческое существование и жизнедеятельность представляет собой природную закономерность, где человек выступает как ее неотделимая часть» [11, с. 159]. В рамках «четырех великих» космогонических объектов даосизма человек занимает значительное место, однако не как узурпатор, а как регулятор гармонизации отношений между Дао, небом и землей. Взаимное равенство четырех космогонических объектов способствует восстановлению естественного порядка во Вселенной, в котором отношения человека и природы являются связеобразующими элементами. При этом понятие «равенство» подразумевает взаимопомощь и реляционизм субъектов в рамках онтологической картины мира.

Представители даосской школы по-разному определяли диалогичность человека и природы в рамках натурфилософской картины мира. К примеру, древнекитайский философ Сюнь Цзы (313 – 238 гг. до н. э.) «разделил небо и человека, отводя главенствующую роль природе». «[Когда] отчетливо разделены небо и человек, то можно говорить о [значении] человека». «Великое небо мыслимо, урожай и все вещи созданы, с неба идет слава, урожай и все создаваемое происходит по воле неба» [13, с. 172]. Философ утверждал высокие позиции природы над человеком, определяя природу как повелителя человеческим благом и его жизнедеятельностью. Сюнь Цзы считал, что человек и природа не имеют прямой связи, человек не участвует в природных явлениях, отношения человека и природы представляют отделенное друг от друга субъективное существование, в котором ни природа, ни человек не имеют власти.

18 Апр 2019 в 14:35. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв