Просмотров 244

В философском трактате «Обильная роса летописи Чуньцю» Дун Чжуншу повествует о «телесном и числовом сходстве человека и природы», а также проводит аналогию с чувственным аспектом. Мыслитель утверждает, что «кровь и дыхание человека произрастают из воли и гуманности природы; нравственность и добродетельные поступки человека – из понимания и справедливости природы; радость и гнев человека – из холода и жары природы; четыре конечности человека – из четырёх сезонов года» [6]. Данное высказывание подтверждает древнекитайский миф о первопредке Пань-гу, части тела которого после смерти превратились в природные элементы: дыхание Пань-гу стало ветром и облаками, голос – громом, левый глаз – солнцем, правый – луной, четыре конечности и пять частей тела – четырьмя пределами Земли. Данное понимание философской концепции «единства человека и Неба» отражает высокий уровень «родственного» диалога человека и природы, исследовательские границы которого расширяются.

Второй особенностью данной концепции выступает сохранение гармонии между человеком и природой, идеи которой популяризируются во многих областях знаний, таких как политика, эзотерика, социология, экология и др. Лао Цзы считал, что необходимо поддерживать эстетическую и экологическую стороны природы, не нарушать жизненный порядок, способствовать рождению новой жизни и, отталкиваясь от натурфилософских ценностей, соблюдать природные законы и морально-этические нормы. Благодаря этому человечество никогда не будет на пороге вымирания [17]. Согласно данной концепции, природа является прародителем человека, она оберегает и культивирует человеческую сущность и его духовные качества, а также создает благоприятный плацдарм для сосуществования человека с разными формами бытия.

Современные китайские тенденции, направленные на развитие экологического сознания, вбирают в себя идеи древнекитайского философского учения даосизма. Представления «родственных» отношений человека и природы, отражающие основополагающие принципы ее почитания и уважения, бережного отношения ко всем видам жизни, формируют крепкий фундамент для создания эко-этического миропонимания у китайского общества.

Следовательно, можно заключить, что интерпретация (с позиций европейской методологии) отношений человека и природы в китайской философской традиции даосизма позволяет выделить два уровня. Первый – внутренний, раскрывающий большую роль диалога человека и природы в создании натурфилософского миропонимания китайского общества. Второй – внешний, рефлексирующий на уровне глобального мышления, т. е. на уровне осознания важности и необходимости человека быть в гармонии с природой и, следовательно, поддерживать экологическое равновесие.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бубер, М. Я и Ты / М. Бубер. – М. : Высшая школа, 1993. – 175 с.
  2. Ван, Цзянь. Даосизм как образ жизни / Цзянь Ван // Вестник Бурятского государственного университета. – 2011. – № 6. – С. 77–81.
  3. Ван, Цзянь. Формирование и трансформация природных ценностей в Даосско-конфуцианской концепции «единства человека и Неба» / Цзянь Ван // Вестник аграрного Шеньянского университета (Социальные науки). – 2006. – С. 634–636. Кит. яз.: 王健;论道家与儒家“天人合一”自然观的形成与演变;[J];沈阳农业大学学报(社会科学版); 2006: 634–636.
  4. Ван, Цяолин. Исследование эко-этического мышления в «Дао Дэ Цзин» (на примере концепций «Дао и есть природа», «Дао породило природу», «Дао внемлет природе») / Ван Цяолин, Кун Линхун // Академическая периодика Ланьчжоу. – 2015. – С. 115–123. Кит. яз.: 王巧玲、孔令宏; “道法自然”·“道生自然”·“道即自然”—《道德经》生态社会伦理研究;兰州学刊; 2015: 115–123.
  5. Вэнь, Цзянь. Даосизм в современном Китае / Вэнь Цзянь, Л. А. Горобец. – СПб. : Петербургское Востоковедение, 2005. – 160 с.
  6. Дун, Чжуншу. «Обильная роса летописи Чуньцю. Небо подобно человеку» [Электронный ресурс] / Дун Чжуншу. – Режим доступа: http://www.360doc.com/content/17/0218/23/232916_630168905.shtml. Кит. яз.: 董仲舒;春秋繁露为人者天.
  7. Корягина, Т. О. Диалог как философская концепция в «Дао Дэ Цзин» / Т. О. Корягина // Гуманитарный вектор. – 2018. – Т. 13, № 2. – С. 107–112.
  8. Лао Цзы. Дао Дэ Цзин. Книга пути и благодати / Лао Цзы ; пер. с кит. Ян Хин Шун. – М. : Эксмо, 2008. 397, [2] с.
  9. Ли, Цуньшань. Субъектно-объектные отношения и натурфилософские ценности Древнего Китая [Электронный ресурс] / Цуньшань Ли // Философские исследования, 1998. – Режим доступа: http://mall.cnki.net/magazine/Article/ZXYJ199804005.htm. Кит. яз.: 李存山;中国古代的天人观与主客关系论;哲学研究; 1998.
  10. Ли, Хэчунь. Гармония человека и природы в Даосской концепции «единства человека и Неба» / Хэчунь Ли // Юго-западная авиация. – 2006. – С. 50–52. Кит. яз.: 李合春; “天人合一” 道教论人与自然和谐;西南航空; 2006: 50–52.
  11. Лю, Цюсян. Современная интерпретация «Ценностей человека и природы» в Китае / Цюсян Лю, Чжэнхуа Ми // [J]; Научные доктрины, 2011. – С. 159–160. Кит. яз.: 刘秋香,米正华;中国“天人观”的现代意义;[J];学理论; 2011: 159–160.
  12. Пу, Чуанго. Истинный смысл концепции «единства человека и природы» / Чуанго Пу. – Пекин : Китайское книгоиздательство, 2015. – 246 с. Кит. яз.: 蒲创国;天人合一正义;[M]. 北京:中华书局; 2015. 246 页.
  13. Ся, Цзисун. Человек и природа: исходная точка логики диалога философий современного Китая и Запада / Цзисун Ся // Россия и АТР. – 2006. – № 3. – С. 168–173.
  14. Фомина, М. Н. Анализ исследований природы диалога: от диалога культур к политическому диалогу [Электронный ресурс] / М. Н. Фомина, О. А. Борисенко // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 9. – Режим доступа: http://human.snauka.ru/2015/09/12499.
  15. Хоу, Линь. Даосизм как фактор гармонизации современного китайского общества / Линь Хоу, А. А. Стремитская // Ученые записки ЗабГУ. Философия. – 2013. – № 4 (51). – С. 148−152.
  16. Чжан, Дайнянь. Анализ концепции «единства человека и Неба» в китайской философии [Электронный ресурс] / Дайнянь Чжан // Вестник Пекинского университета. – 1985. – Режим доступа: http://www.cnki.com.cn/Article/CJFDTotal-BDZKhtm. Кит. яз.: 张岱年;中国哲学中“天人合一”思想的剖析;北京大学学报;1985.
  17. Юй, Хуэйсинь. Исследование Даооской эко-этической концепции Древнего Китая «единения человека и Неба» [Электронный ресурс] / Хуэйсинь Юй. – Режим доступа: https://www.docin.com/p-523005904.html,2015.4.21. Кит. яз.: 于慧鑫;“天人合一” 中国古代的环境伦理—道家思想中的体现.
18 Апр 2019 в 14:35. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв