Просмотров 121

Все виды искусства имеют различные художественно-выразительные средства. В графике это линия, которая бывает тонкой, изысканной, кружевной, колючей, злой, нежной и бархатной, а также пятно, тон, светотень, штрих, контур; в живописи – цвет, контраст, ритм, симметрия, асимметрия; в музыке – сила звука; в литературе – сила слова. Художественные выразительные средства, являясь художественным языком, создают эмоциональную коммуникацию между автором произведения и зрителем, содержат черты условности и символизма, несут повествовательность, метафоричность, декоративность, жизненную правдивость, а самое главное – идейную глубину произведения, где в полной мере проявляется талант художника, его профессиональное мастерство. В искусстве коммуникативный процесс организуется по законам художественного общения, через осмысление мира художником в свете цели его творчества. Уровень воздействия произведения зависит от характера зрителя, его психологических, индивидуально-эмоциональных особенностей, с ним сопоставлен, сопряжен и согласован, в зависимости от эпохи, исторической ситуации, национальной культуры. По мнению М. М. Бахтина, художественное восприятие обусловлено социально-историческими предпосылками [1]. В культуре, искусстве существует проблема интерпретации, субъективного истолкования публикой произведения. Задача интерпретации состоит в обеспечении постоянного воздействия произведения согласно его абсолютной художественной ценности и смыслу, не принимая во внимание статус произведения и культурно-историческую эпоху.

 Спектр интерпретаций обусловлен программой восприятия произведения. Многообразие интерпретаций зависит от времени, места, зрительских групп и личностей. Художник ведет диалог со зрителем через свое произведение, восприятие есть общение с ним, интерпретация является завершающей фазой художественной коммуникации. Созерцающий произведение искусства получает исходный импульс для раздумий, сохраняя свободу воли и простор для творческой фантазии, автор закладывает эмоциональное состояние и программу переработки полученной информации. По мнению Ю. Б. Борева, современный анализ показывает, что изменение смысла и ценности произведения в культурно-исторические периоды не отклонение от правил, а закономерность [2]. Психология художественного восприятия зеркальна по отношению к психологии художественного творчества, где происходит взаимодействие зрения, слуха, цветового видения, меняются сюжетные и зрительно-фигурные ассоциации, круг которых обширен. Для понимания нового в искусстве необходимо отвергнуть субъективизм прошлого, непредвзято воспринимать произведение во всей его необычности и исторической оригинальности, найти возможность модернизировать, обновить, сохранив художественный авторитет. Исследователь Ю. Б. Борев отмечал: «Понятность искусства – исторически изменчивая категория теории художественного восприятия» [Там же, с. 446]. Историческая реальность эпохи, ее идеология влияет на смысловую трактовку произведения, глубоко проникая в суть, более полно и всесторонне выявляет его смысл. Новая эпоха дает новое понимание произведения, ибо оно взаимодействует с новым жизненным опытом.

14 Окт 2016 в 20:46. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв