Просмотров 93

Понимание традиции в модерне представлено у Х. Ортега-и-Гассета, который вносит принципиально новую концепцию в формирование культуры первой половины ХХ века. В первую очередь, это дегуманизация, направленная не на просветительскую деятельность, а на само искусство, превращая его в искусство для самого художника, что способствует переосмыслению традиции как важного элемента, формирующего культурный продукт. По мнению Х. Ортега-и-Гассета, «между новоявленным художником и миром накапливается все больше традиционных стилей, прерывая живую и непосредственную коммуникацию. Следовательно, одно из двух: либо традиция, наконец, задушит живую творческую потенцию, как это было в Египте, Византии и вообще на Востоке, либо давление прошлого на настоящее должно прекратиться, и тогда наступит длительный период, в течение которого новое искусство мало-помалу излечится от губительных влияний старого» [5, c. 252].

Тем самым традиция, по мнению мыслителя, представляется оппозиционной творчеству, способствуя искоренению творческого потенциала художника тем, что представляется посредником между реальным миром и творцом. Современное искусство, считает философ, тяготеет к более дистанциированному периоду в истории человечества, относящемуся к первобытной эпохе, когда традиция стояла у истоков своего развития.

Таким образом, эстетическое сознание ХХ века в большей степени тяготело к более давнему периоду, создавая культурные формы, которые носили иррациональный характер, отвергающий традиционные, канонические устои в искусстве. Модернизм провозглашает запрет на плагиат в творческой деятельности человека, предполагая полный отказ от традиции как важного вектора развития искусства.

Иной взгляд на традицию представлен во второй половине ХХ века и связан с развитием нового течения в философии – постмодернизма, который в свою очередь становится оппозицией модерну. Философия постмодернизма представляет критическое осмысление понятия новизны, стоящее у истоков философии модернизма, и провозглашает возврат к традиции как незаменимой универсалии в функционировании культуры и бытия искусства.

По утверждению современного исследователя А. В. Даниловой, постмодернизм «выдвигает новые концепции традиции, значительно отличающиеся от предшествующих» [2, с. 48]. Ученый отмечает, что у представителей постмодернизма традиция как культурное явление приобретает иное смысловое значение. Они рассматривают традицию с позиций игры и иронии, что приводит к потере ее смыслового значения как поставщика ценностных ориентиров в обществе. Постмодернисты обращаются в основном к внешней форме традиции, что способствовало ее внедрению в современную социокультурную среду как формообразующего фактора в реализации культурного продукта.

16 Июн 2020 в 09:36. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв