Просмотров 93

Такого же взгляда на культуру придерживался, например, У. Эко. По его мнению, постмодернизм – это «ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности» [11]. Исходя из данной мысли философа, констатируем, что культура невозможна без взаимодействия с традицией, потому что культура есть некий самопорождающийся текст, игровым выразителем которого выступает «творец». Из такого представления следует постмодернистский концепт «смерти автора». Автор творит в условиях переосмысления совокупности большого количества текстов, дополняющих друг друга и влияющих на его творчество, он подобен шахматисту.

В свою очередь постмодернизм ставит под сомнение новаторство, отмечает смерть автора, а творчество рассматривает как вариации традиции посредством игры и иронии, определяя идею о том, что все сказано. Колебания метамодерна между модерном и постмодерном в философии и в искусстве способствуют раскрытию традиции в перспективе сегодняшней цивилизационной парадигмы. Таким образом, данное колебание порождает возобновление традиции и переосмысление ее не только как чего-то устаревшего, но как важной основы творческой деятельности человека, стоящей у истоков наделения его опытом и выбором поля своего действия.

В данном контексте можно утверждать, что, если традиция не обновляется, то уходит в небытие. Традиции нужны новации для ее варьирования, что не только обеспечивает ее существования, но и актуализирует творчество в создании инноваций в культуре. Таким образом, метамодернизм стремится объединить и прошлое традиционное, и новое, представленное современными тенденциями развития культуры и искусства. Современный художник посредством осцилляции способен выбирать поле своей деятельности между серьезностью модерна и иронией постмодерна, между новацией и традицией, объединяя две бинарные оппозиции в культуре.

Исследуя традицию в метамодерне, отметим, что, по утверждению Л. Тернера, «дискурс о сущности метамодернизма будет охватывать процесс возрождения искренности, надежды, романтизма, влечения и возврата к общим концепциям и универсальным истинам до тех пор, пока мы не лишимся всего того, что было усвоено нами в рамках культуры постмодернизма» [7]. Идея возврата к традиции обеспечит развитие в человеке духовного вектора, но при этом не утрачивается характеристика как новаторства.

Метамодерн во многом похож на неоромантизм, пришедший на смену романтизму. Так, современный мыслитель А. Н. Тормахова утверждает: «Возвращение к романтизму в метамодернизме осуществляется не для того, чтобы сделать на него пародию, а для того, чтобы ностальгировать по нему. Вместо того чтобы воспринимать будущее, художники метамодернизма смотрят назад, чтобы получить повторное значение» [8, с. 19]. Традиция, согласно этой идее, заключается в том, что творец черпает знания, умения и навыки в культурах прошлого. Таким образом, именно в концепции метамодернизма традиция представляется актуальным элементом, так как данное течение предполагает колебание от одной точки развития культуры к другой. Это явно просматривается в творческой деятельности художников метамодернизма, в колебании от реконструкции готового продукта культуры, сохраняющихся в традиции до новаций, что явно актуализирует исследования традиции в рамках современной социокультурной среды. В подтверждение актуализации традиции отметим мысль современных исследователей, занимающихся проблемами развития метамодерна в современных условиях, А. С. Марковой  и Г. И. Мамукиной:  «На смену тяге к разрушению приходит осознанное стремление к созиданию, к реконструкции и целостному мировосприятию. При этом речь не идет о фанатичном отрицании прошлого и громких заявлениях о единственно правильной интерпретации истины  – нет, мы можем говорить именно о преодолении старых концепций, об эволюции идей, об уважительном отношении к истории, к миру и к себе самим» [4, с. 95].

16 Июн 2020 в 09:36. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв