Просмотров 18

Совершенно иными качествами и возможностями, по сравнению с матричным образом, обладает образ априорный. Априорный образ продуцируется другой психической инстанцией, которую Менегетти называет «in-se» (в себе), или душой. Мыслитель термин «душа» использует не в религиозном контексте, а как базовый проект природы, образующий человеческое существо [5, c. 137].

Априорный образ глубинно-интуитивный, он не подвергается искажению и рационализации. Это область деятельности истинной креативности, «открытой» фантазии, которая связана  экзистенциальными переживаниями расширения, уверенности, уравновешенности [4, c. 162]. В этой связи интуицию можно определить как способность художественного сознания перехватывать априорный, т.е. чистый, неискаженный, образ. При этом А. Менегетти отмечает, что по внешним проявлениям в искусстве достаточно сложно определить, с чем мы имеем дело – со следом комплекса в виде матричного образа, или с априорным образом как импульсом ин-се откровения автора [4, c. 172].

Остановимся подробнее на аналитике априорного образа в концепции А. Менегетти. Понятие априорного образа А. Менегетти близко концепции эйдоса предмета у Платона, который постигается сверхчувственным способом, ибо материальная сторона вещей не содержит в себе эйдоса. Следовательно, субъект должен обладать способностью «проницать», выходить за границы материальной оболочки, чтобы соприкоснуться с красотой. Причем это не эмпирическая способность, а именно априорная. Как обозначил А. Лосев это «чистое созерцание, усмотрение объективного образа мира, равносильное активному созданию этого образа в сознании» [2, c. 143].

Эстетик К. Фидлер выступил с тезисом, что искусство подвержено постоянным формам и что источник этих форм находится в субъекте. Согласно Фидлеру, не только разум, но и наше видение обладает своей всеобщей формой. Однако обычный человек может утерять надлежащую форму видения, в отличие от художника, который ее сохраняет и применяет в своем творчестве [4, c. 177].

Таким образом, конституирование априорного образа выступает чувственным способом восприятия мира, особым проницательным видением, выходом за границы материальной оболочки, энергетическим импульсом откровения и в целом составляет содержание экзистенциальной позиции художника, а потому выступает залогом творческой самореализации. Более того, по М. Менегетти, в связи с синергетичностью априорных образов универсальному духу человека, они являются продуктом глобального онтического, а не социально-исторического кода, а значит, именно интуитивные априорные образы свидетельствуют о выходе художника на высший уровень творчества. Этот уровень он определяет как «ОнтоАрт» (искусство Бытия) и связывает его с переживанием «истинного удовольствия» как следствия исполненного пропорционального порядка соответствия импульсов души и Бытия. А потому удовольствие – не прихоть, а мудрый закон жизни. Только преодоление психологических проблем позволяет, достигнув биологического, социального и психического порядка, видеть и создавать красоту. Это путь экзистенциальной зрелости, главное условие креативности, практической самореализации, а также аутентификации [4, c. 407].

Итак, априорный образ, по своей сути являющийся экзистенциальным переживанием эйдоса, схваченного в интуитивном акте художественного сознания. На следующем этапе данная идеальная субстанция должна воплотиться в произведении. Для этого должно подключиться рациональное «Я» художника. Причем сознательные процессы по мере продвижения к эстетическому квази-предмету высвечивают эйдос в различных образных объектах (объект влечения / желания / необходимости / возможностей / осуществления).

29 Дек 2023 в 15:24. В рубриках: Generation P. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв