Просмотров 35
УДК 111.85.7.01
Т. О. Тищенко
Любое творческое произведение отражает не столько переживаемое текущее событие в жизни художника, сколько весь его опыт как прожитое в собирании и интерпретации. А потому самовыражение художника есть вовлеченность в бытие, которая вбирает в себя все психологические проявления, и может быть реализовано в созидающей творческой деятельности. В данном контексте особо актуальным становится понимание творческой экзистенции художника, тесно связанной с эстетико-психологическими особенностями личности творца – его вкусом, способностями, темпераментными, характерологическими, эмоционально-волевыми характеристиками, которые определяют индивидуальный стиль воплощения художественного образа-идеи. В данном ракурсе представляет интерес эстетическая теория Антонио Менегетти – философа, психолога, художника-абстракциониста, на взгляды которого большое влияние оказало учение Эдмунда Гуссерля.
А. Менегетти разработал оригинальную систематику искусства, позволяющую по-новому взглянуть на актуальные проблемы современной художественной практики. В основе его систематики искусства лежит принцип отношения художника к действительности. Это отношение определяется тем, на какой стадии развития находится художник как личность. В целом же автор понимает искусство как знаковую проекцию пути художника к собственной душе как центру Бытия [6, c. 24].
А. Менегетти предлагает концептуально разделить изобразительное искусство на два типа. В первом творческое сознание выглядит как объективная репрезентация образа. Сюда А. Менегетти относит такие художественные направления и стили, как реализм, классическое искусство, гиперреализм, поп-арт. Здесь художественное сознание в большей мере проявляет отражательную функцию. Второй тип связан с доминированием субъективно-выразительной функции творческого сознания. Сюда относятся абстракционизм, сюрреализм, кубизм. В них отражательная функция подчинена самовыражению автора как концепции бытия «Я-в-мире-мир-во-мне» [5, c. 71].
Для А. Менегетти образ – это не столько отражение внешнего мира, сколько выражение внутреннего мира творца. Данный подход сконцентрирован прежде всего на глубинных психических процессах, происходящих в области фантазии, воображения и интуиции. Он исследует, из какого «психического материала» и по каким законам формируется художественный образ. Первостепенное значение при этом приобретает личность художника, центральной характеристикой которой выступает его энергия, находящая свое выражение в образе и только посредством образа существующая [4, c. 82].
Образ может возникнуть спонтанно, а также может конституироваться сознанием. При этом под образом А. Менегетти понимает не только визуальную проекцию, но также и мысли, музыкальные или аудиальные образы. Любой внутренний импульс индивида ищет выражения и воплощается в образах, как осознаваемых, так и неосознаваемых [Там же, c. 88]. Поэтому, анализируя возникающие образы, выводя их к осознанию, проецируя их в рисунок или звук, находя им соответствие вовне (например, отдавая предпочтение одним образам перед другими), можно выявить направленность энергетической динамики субъекта, понять его состояние, потребности, интенциональность.
А. Менегетти не разделяет распространенное мнение о том, что образы продуцируются сознанием ситуативно, как результат инсайта. Напротив, производство образов происходит непрерывно, что обусловлено необходимостью постоянно восстанавливать динамическое равновесие между индивидом и средой. Любая психическая реальность с неизбежностью обнаруживает себя в образах, что напрямую связано с ассоциативной деятельностью. Здесь мы видим его авторскую интерпретацию феноменологической идеи о непрерывности и потоковости сознания. Каждый образ несет в себе определенную энергию, динамику, семантику, а потому запечатленные интенциональные образы в эстетических предметах можно расценивать как свидетельство об авторе, его «психосоматику» [5, c. 362]. Это своеобразная материальная проекция авторского сознания. Образы могут сообщать об авторе как позитивную, «здоровую», так и негативную, «патологическую» динамику или информацию [Там же, c. 367].
Все художественные образы, по мнению А. Менегетти, имеют два основных источника: матричный и априорный. Матричный образ, который мыслитель называет «первичной сценой», вбирает наиболее сильные эмоции индивида в раннем детстве и служит своеобразным фильтром восприятия всего мира, неким «тематическим отбором» [4, c. 218]. Матричный образ становится доминантным, и в дальнейшем ему подчиняется творческое сознание художника. Можно утверждать, что данный образ, с одной стороны, есть первоначальный штамп, влияющий на все интенциональные и эстетические предметы, которые конституируются сознанием художника, и, с другой стороны, как искажающий код, принуждающий к повторению себя в продуцируемом творческом образе.
Отметим, что в данных тезисах вполне можно определить влияние психоаналитических идей З. Фрейда, а в механизме создания матричных образов – сублимированные, регрессивные защиты от детских психотравм [7, с. 118].
Матричный образ вносит в творческий процесс такие экзистенциальные переживания, как страх, сомнение и чувство вины. Он связан с потребностью самовыразиться в узком смысле слова, когда художник остается в рамках собственной негативной проекции, не достигая универсальных ценностей бытия. Его творческие образы выглядят как инфантильный бунт. Возможность индивида выразить вовне свои чувства, травмы, разного рода напряжения в психологии связывают с терапевтической функцией искусства и успешно используют в арт-терапевтическом подходе [4, c. 243].
Матричный образ связан с переживанием эстетического удовольствия компенсаторного характера. Эта «вынужденная» работа воображения, как навязчивый позыв к повторению некоторых образов, что приводит к созданию повторяющихся негативных образов. По сути, творческое сознание отражает лишь собственный эмпирический мир в эстетическом квази-предмете. Другими словами, матричный образ – это самовыражение через отражение.
29 Дек 2023 в 15:24. В рубриках: Generation P. Автор: krisВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.