Просмотров 18

А. Менегетти вводит понятие «Априорное Я», значение которое близко гуссерлевскому «чистому «Я» [6, c. 101]. Менегетти придерживается идеи о необходимости описать чистое сознание, однако его эстетика концентрируется на экзистенциальном самостановлении, необходимом для достижения аутентичности. Этот путь, по мнению автора, позволяет прийти к интуитивному контакту с собственным «априорным Я». «Априорное Я» художника есть проявление чистой эстетики, имеется ввиду, без прикладных задач. Художник говорит не от себя как индивида, а от себя как субъекта, через который выражается Бытие, когда между художником и реальностью больше нет искажающих препятствий, продиктованных его ограниченностью. Художник показывает «Абсолют», эстетический квази-предмет в линиях, точках, цвете, знаках и т. д. Истинное творчество является чисто эстетическим, свободным, духовно прекрасным единением с Бытием [6, c. 153].

А. Менегетти утверждает, что истинные художники не копируют внешний мир, а, скорее, выражают изначальные прообразы, синергичные универсальному духу человека и невместимые в границы любых обозначений. Они осуществляются исключительно на уровне интуиции, без миметических подобий. «Душе неведомы образы, проекции, понятия. Она знает лишь реальность, постигая ее из собственного внутреннего действия» [6, c. 165].

Слишком реалистичный знак, стремление как можно более точнее отразить реальный предмет в конечном итоге приводит к созданию квази-предмета, отчужденного от души. Между реальным предметом и продуктом его фиксирования возникает зияющая пустота вследствие отсутствия внутренней подлинности субъективного интенционального предмета. Без наделения художественного произведения внутренними смыслами художник предстает перед нами в качестве копировальной машины.

Художественное сознание, опирающееся на априорные образы присуще экзистенциально зрелым авторам, которым по силам совершать жесты абстрактного самовыражения, которое, согласно А. Менегетти, является «высшим этажом» искусства [5, c. 177]. Отсюда можно сделать вывод, что эстетический знак это не обозначение вещи, а представленность интенционального предмета, который позволяет уйти от многих стереотипных форм.

Вместе с тем, отправной точкой становления художника является обращение его сознания к искусству мимезиса, которое постепенно трансцендируется в более произвольные формы. Это есть единственно верный путь развития экзистенциальной зрелости творца. О таком пути В. Кандинский в своих «Ступенях» пишет: «Все мертвое дрогнуло и затрепетало… – все открыло мне свой лик, свою внутреннюю сущность, тайную душу, которая чаще молчит, чем говорит. Так ожила для меня и каждая точка в покое и в движении (линия) и явила мне свою душу. Этого было достаточно, чтобы «понять» всем существом, всеми чувствами возможность и наличность искусства, называемого нынче в отличие от «предметного» – «абстрактным» [1, c. 20].

Таким образом, А. Менегетти отмечает, что в творческом пути сознание художника может претерпевать значительные изменения, которые можно выразить как движение от самовыражения психологических проявлений к вовлеченности в бытие, реализованное в созидающей творческой деятельности. Ценность оригинальных идей А. Менегетти содержит как теоретическую, так и практическую значимость в плане понимания задач эстетики, сущности творчества художника, художественных образов, а также жизненного пути художника и его отношений с Миром.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кандинский, В. Ступени : Текст художника : 25 репродукций с картин 1902–1917 гг. 4 виньетки / В. В. Кандинский. – Москва : Издание Отдела Изобразительных Искусств Народного Комиссариата Просвещения, 1918. – 58 с. : ил. ; 22 см. – Текст : непосредственный.
  2. Лосев, А. Ф. Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию / А. Ф. Лосев. – Москва : Изд-во Московского университета, 1982. – 481 с. ; 21 см. – Библиогр. в подстроч. примеч. – 10 000 экз. – Текст : непосредственный.
  3. Мазаненко, О. М. Феноменолого-психологическое исследование творческого сознания в эстетических координатах / О. М. Мазаненко. – DOI 17072/2078-7898/2019-4-460-472. – Текст : электронный // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2019. – Вып. 4. – С. 460–472. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomenologo-psihologicheskoe-issledovanie-tvorcheskogo-soznaniya-v-esteticheskih-koordinatah/viewer (дата обращения: 05.11.2023).
  4. Менегетти, А. Образ и бессознательное : учебное пособие по интерпретации образов и сновидений : [перевод с итальянского] / Антонио Манегетти. – Москва : Славянская ассоциация, 2000. – 442 с. : ил. ; 22 см. – Библиогр. в подстроч. примеч. – ISBN 5-93871-001-4. – Текст : непосредственный.
  5. Менегетти, А. ОнтоАрт. Ин-се искусства [перевод с итальянского] / Антонио Манегетти. – Mосква : Онтопсихология, 2010. – 600 с. : ил. ; 28 см. – 100 экз. – Библиогр. в подстроч. примеч. – ISBN 5-900731-06-5. – Текст : непосредственный.
  6. Менегетти, А. Учебник по онтопсихологии [перевод с итальянского] / Антонио Манегетти. – Mосква : Онтопсихология, 2007. – 600 с. ; 21 см. – Библиогр. в конце кн. и в подстроч. примеч. – ISBN 5-93871-031-6. – Текст : непосредственный.
  7. Фрейд, З. Лекции по введению в психоанализ. Лекция 31. Разделение психической личности / Зигмунд Фрейд ; [перевод на русский язык М. В. Вульфа, Н. А. Алмаева]. – Москва : ООО «Фирма СТД», 2003. – 4328 с. – Библиогр. в конце кн. и в подстроч. примеч. – ISBN 5-89808-028-7. – Текст : непосредственный.

 

Тищенко Т. О. Проблема самовыражения и бытия художника в эстетической теории Антонио Менегетти

Статья обращена к актуальной проблеме понимание творческой экзистенции художника. Самовыражение художника представлено как вовлеченность в бытие, которая вбирает в себя все психологические проявления и реализуется в созидающей творческой деятельности автора. Данный концепт рассмотрен сквозь призму эстетической теории А. Менегетти, идеи которого содержит как теоретическую, так и практическую значимость в плане понимания задач эстетики, сущности творчества художника, художественных образов, а также жизненного пути художника и его отношений с Миром.

Ключевые слова: художник, самовыражение, матричный образ, априорный образ, онто-арт, А. Менегетти.

Tishchenko T. О. The Problem of Self-Expression and the Existence of the Artist in the Aesthetic Theory of Antonio Meneghetti

The article addresses the actual problem of understanding the creative existence of the artist. The artist’s self-expression is presented as involvement in being, which absorbs all psychological manifestations and is realized in the creative creative activity of the author. This concept is considered through the prism of the aesthetic theory of A. Meneghetti, whose ideas contain both theoretical and practical significance in terms of understanding the tasks of aesthetics, the essence of the artist’s creativity, artistic images, as well as the artist’s life path and his relationship with the World.

Key words: artist, self-expression, matrix image, a priori image, onto-art, A. Meneghetti.

29 Дек 2023 в 15:24. В рубриках: Generation P. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв