Просмотров 10

Эволюционируя на протяжении веков от примитивного и прямолинейного защитного устройства до завершающего элемента самых сложных электронных устройств, экран предстаёт как метафизическое воплощение современного типа культуры, как символ и синоним информационной эры. Информационная эпоха началась не с компьютеризации и Интернета, а с «массовой» культуры, что не без основании утверждал М. Кастельс: «…массовая культура в послевоенный период XX века базировалась в основном на экранной системе: кино, телевидении, видео» [4, с. 316]. М. Маклюэн отмечал ту же взаимосвязь: «Печатные технологии создали общественность. Электронные технологии создали многое» [6, с. 346]. Экранная культура, основанная на электронном оборудовании с экраном, является определяющим элементом нового типа культуры в различных сферах – от художественной и научной до повседневной. Экран становится центральным элементом аудиовизуального контента не только в развлекательных целях, но и в бизнесе, обеспечивая доступ к профессиональной информации, свидетельствам, данным и уведомлениям. На рабочем месте экран уже давно является символом современности и необходимостью: «Мы можем спорить о том, является ли наше общество обществом репрезентации или симуляции, но, несомненно, это общество экрана» [12, с. 55].

Современная экранная культура унаследовала многие черты от своих исторических предшественников, технических устройств, которые были разработаны 200-300 лет назад. Эти устройства использовались для организации различных развлечении, популярных в XVIII и XIX веках, таких как представления с «волшебным фонарём», диаскопом и примитивным проектором. Более того, при изучении истории можно обнаружить аналоги первых экранных устройств в витринах-перспективах Альберти. В эпоху Возрождения Л. Б. Альберти был одним из первых теоретиков центральной перспективы. Он сравнивал картину с окном, через которое можно рассмотреть часть видимого мира: «Сначала там, где я должен нарисовать картинку, я рисую четырёх угольник с прямыми углами нужного мне размера и принимаю его за открытое окно, где рассматриваю то, что на нём будет написано» [1, c. 29].

Экранная культура эпохи Возрождения значительно повлияла на развитие новоевропейской живописи, устанавливая формат, который стал основой для передачи визуальной информации. Прямоугольный формат с широкой стороной по горизонтали стал известен как «пейзажный» и использовался для изображения пейзажей, сцен из истории, быта или битвы, в то время как формат с широкой стороной по вертикали получил название «портретный» и соответствовал содержанию портретных работ. Оба эти формата послужили основой для современной экранной культуры, где экран продолжает оставаться «окном в мир», прямоугольной плоской поверхностью для фронтального восприятия. Если раскрывать в данном контексте понятие «экранная культура» как отдельное направление культуры, то необходимо обратить внимание на историческое значение экрана для человека, что требует более глубокого анализа, понимания истории, развития его влияния на жизнь и восприятие информации.

В нашем современном мире наблюдается неуклонный рост как количества, так и разнообразия экранов, что приводит к увеличению интереса исследователей к экранной форме как таковой. Экранная культура, обладающая своей собственной историей и функциями, становится объектом всё более глубокого анализа. Одним из ярких примеров такого подхода является концепция «экранологии» (screenology), предложенная известным медиаисториком Эркки Хухтамо [11, с. 4].

Экран воспринимается как ключевой элемент современных медиапрактик, что подтверждается исследованиями Льва Мановича, который раскрывает суть экрана как важнейшего интерфейса коммуникации и творчества. Проблематика экрана в различных его проявлениях активно изучается сегодня многими представителями медиаисследований, занимающимися вопросами опосредованности в культуре. Эти вопросы приобретают особую актуальность в контексте распространения электронных средств информации и коммуникации. Экранная культура становится одним из ключевых аспектов современного медиаисследования, открывая новые перспективы для изучения влияния экрана на жизнь и культуру.

Экранная культура — результат развития индустриального общества, связанная с появлением и функционированием экранных средств передачи информации. Прогресс в этой области определил появление новой культуры, объединяющей интеллектуальные способности человека и технические достижения информатики. Экран стал материальным носителем текстов в этой форме культуры. Многие культурологи и социологи пытаются дать определение этому явлению, но оно остается нечётко определенным. Подходы к определению экранной культуры таких ученых, как К. Е. Разлогов, Ю. Н. Усов, Н. Ф. Хилько, которые рассматривают экранную культуру как феномен в пространстве современной медиакультуры, олицетворяющей процесс, средства, пути и результаты образного освоения мира на основе личного видения, чувств и установок в динамике различных аудиовизуальных конструкций, имеют большое значение. Они определяют его как исторически сложившуюся систему восприятия произведений культуры, способов их изготовления и трансляции с помощью экранных технических средств, главной особенностью которой является концепция культурных артефактов в аудиовизуальном и динамическом виде. Эта новая среда обитания человека называется медиасообществом, где экранная культура функционирует на общем фоне медиакультуры.

15 Мар 2024 в 10:29. В рубриках: Generation P. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв