Просмотров 64

В дополнение к понятию образа, пронизанного временем, концепция «движения-образа» не менее важна. По мнению Ж. Делеза, «движение выражает изменение продолжительности» [10, с. 12]. Это важно при изучении проблемы времени в кино. В изображении наличествует абстрактное существование движения, которое не имеет отношения к видеомонтажу, но вместо этого заложено в свойствах изображения, что можно наблюдать в немом кино, в котором повествователи ограничены в способах передачи своих мыслей.

Данная идея движения, по утверждению Ж. Делеза, присуща изображению и создает течение времени, а также движение в представлении аудитории. Фактически это понятие подразумевает существование внутреннего измерения повествования, которое уже присутствует в изображении, даже если внешне не демонстрирует никакого движения. Философ полагает, что «кинематограф – это единственный опыт, в котором время дано как песчинка, что сдерживает любую функцию времени, любой образ» [Там же].

Согласно А. Бергсону, «переход – это движение, а остановка – это неподвижность» [4, с. 47]. Кинематографу не обязательно использовать движущиеся изображения, потому что они могут прервать повествование на уровне взаимодействия с визуальными эффектами. Таким образом, кинематография имеет в своем распоряжении разнообразные методы и техники, которые позволяют создавать уникальные визуальные образы. Использование движущихся изображений – это лишь один из вариантов, а визуальные образы могут быть одинаково эффективными и важными для передачи идей и эмоций зрителю. Кинематография – это искусство, которое не ограничивается только движением, а может использовать различные приемы и техники для достижения своих целей и воздействия на зрителя.

С учетом того, что темпоральность в кино рассматривается как необходимая составляющая в построении повествования, появляется новый кинематографический инструмент. Это позволяет режиссеру манипулировать двумя основными элементами обычной реальности – временем и пространством, чтобы создать сюжетный мир, обладающий собственными правилами и логикой. Данный процесс зависит не столько от сценария, сколько от физических свойств места съемок и кинематографического использования пространства.

На основании вышесказанного мы приходим к выводу о том, что различные временные рамки и перспективы влияют на развитие сюжета, зрительское восприятие и формирование культурных представлений. Кроме того, пространство является важным инструментом для создания сценического ритма и развития действия. От мгновенных монтажных переходов до медленных панорам время в кинематографе контролируется и организуется таким образом, чтобы подчеркнуть и поддержать драматические повороты сюжета и характеры персонажей. Пространство, в свою очередь, представляет собой один из ключевых элементов кинематографа. Способы технологических манипуляций с пространственными отношениями позволяют создавать эффекты перспективы, глубины и трехмерности. Это достигается с помощью различных техник съемки, использования специальных эффектов, а также с помощью 3D-технологий. Технологические нововведения позволяют увлечь зрителя в мир изображаемой реальности, создать эффект присутствия, расширить возможности художественного выражения. Время является одним из основных инструментов в работе режиссера, позволяющих создать неповторимый мир и оказать глубокое эмоциональное воздействие на зрителя.

Исследование времени и пространства в аудиовизуальном искусстве открывает новые горизонты для понимания и интерпретации произведений искусства. Оно позволяет осознать, каким образом восприятие меняется в зависимости от контекста времени и пространства. Использование различных методов монтажа может создавать ощущение плавного перехода от одного временного отрезка к другому, что позволяет зрителю более полно прочувствовать события, происходящие на экране. Все это делает кинематограф уникальным искусством, способным перенести зрителя в другие времена и пространства, расширяя границы его мировоззрения, вдохновляя на генерирование и воплощение новых творческих идей и образов.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аврелий, Августин. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского / Августин Аврелий ; [послесловие И. В. Попова]. ؘ– Москва : АСТ, 2003. – 440, [7] с. ; 21 см. – (Philosophy). – Библиогр. в подстроч. примеч. – ISBN 5-1702-1062-0. – Текст : непосредственный.
  2. Аристотель. Поэтика. Риторика / Аристотель ; [перевод с древнегреческого В. Аппельрота, П. Платоновой]. – Санкт-Петербург : Азбука-Классика, 2008. – 352 c. – Библиогр. в тексте предисл. – ISBN 978-5-389-04395-4. – Текст : непосредственный.
  3. Аскольдов, С. С. Время и его преодоление / С. С. Аскольдов. – Текст : непосредственный // Мысль. – 1922. – № 3. – С. 80–97. – Библиогр. в подстроч. примеч.
  4. Бергсон, А. Длительность и одновременность / А. Бергсон ; [перевод с французского А. А. Франковского]. – Москва : Добросвет, КДУ, 2006. – 160 с. ; 20 см. – Библиогр. в подстроч. примеч. – ISBN 978-5-98227-866-1. – Текст : непосредственный.
  5. Бердяев, Н. А. Вечность и время / Н. А. Бердяев. – Текст : непосредственный // Вестник РСХД. – 1935. – № 3. – С. 27–33.
  6. Борхес, Х. Л. Эссе и статьи / Хорхе Луис Борхес ; перевод с испанского Вс. Багно [и др.]. – Санкт-Петербург : Амфора, 2009. – 459, [1] с. ; 22 см. – ISBN 978-5-367-00933-0. – Текст : непосредственный.
  7. Вернадский, В. И. Размышления натуралиста. В 2 книгах / В. И. Вернадский ; редколлегия: Б. М. Кедров [и др.] ; АН СССР. Институт истории естествознания и техники. Архив АН СССР. – Москва : Наука, 1975–1977. – 2 т. ; 26 см. – Текст : непосредственный.
  8. Габричевский, А. Г. Пространство и время / А. Г. Габричевский. – Текст : непосредственный // Вопросы философии. – 1994. – № 3. – 134–147.
  9. Гуссерль, Э. Собрание сочинений. Том 1. Феноменология внутреннего сознания времени / Э. Гуссерль ; [перевод с немецкого и предисловие В. И. Молчанова]. – Москва : Гнозис, 1994. – 162 с. : ил. ; 22 см. – Библиогр. в подстроч. примеч. – 5000 экз. – ISBN 5-7333-0487-1. – Текст : непосредственный.
  10. Делез, Ж. Что такое философия? / Ж. Делез, Ф. Гваттари ; [перевод с французского и послесловие С. Н. Зенкина]. – Москва : Институт экспериментальной социологии ; Санкт-Петербург : Алетейя, 1998. – 286 с. ; 21 см. – Библиогр. в подстроч. примеч. – 2000 экз. – ISBN 5-89329-106-9. – Текст : непосредственный.
  11. Делез, Ж. Кино : Кино-1. Образ-движение ; Кино-2. Образ-время / Жиль Делез ; [перевод с французского Б. Скуратова]. – Москва : Ad Marginem, 2004. – 622 с. ; 22 см. – Библиогр. в подстроч. примеч. – Имен. указ.: с. 619–621. – 2000 экз. – ISBN 5-93321-089-7. – Текст : непосредственный.
  12. Мариевская, Н. Е. Время в кино : монография / Н. Е. Мариевская. – Москва : Прогресс-Традиция, 2015. – 334, [1] с., [8] л. ил., портр., цв. ил., портр. : ил. ; 22 см. – Библиогр.: с. 309–329. – 500 экз. – ISBN 978-5-89826-439-0. – Текст : непосредственный.
  13. Платон. Собрание сочинений. В 4 томах. Том 3 / Платон ; перевод с древнегреческого С. С. Аверинцева ; общая редакция А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. – Москва : Мысль, 1994. – 654 с. – Библиогр. в примеч.: с. 516–624. – 40 000 экз. – ISBN 5-244-00577-4. – Текст : непосредственный.
  14. Тарковский, A. A. Запечатленное время / А. А. Тарковский. – Текст : электронный // Искусство кино. – 2001. – № 12. – С. 40–55. – URL: https://old.kinoart.ru/archive/2001/12/n12-article5 (дата обращения: 01.11.2023).
  15. Хайдеггер, М. Бытие и время / Мартин Хайдеггер ; [перевод с немецкого В. В. Бибихина]. – Санкт-Петербург : Наука, 2006. – [Изд. 3-е, испр.]. – 452 с. ; 21 см. – Библиогр. в подстроч. примеч. – 500 экз. – ISBN 5-88059-021-6. – Текст : непосредственный.
  16. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Всемирные исторические перспективы / Освальд Шпенглер ; [перевод с немецкого и примечания И. И. Маханькова]. – Москва : Мысль, 1998. – 606, [1] с., 1 л. портр. – Библиогр.: с. 540–594. – 12 000 экз. – ISBN 5-244-00658-4. – Текст : непосредственный.

Попова А. О. Рефлексия времени и пространства аудиовизуальным искусством

Временное пространство и образ времени играют важную роль в кинематографе. Они влияют на развитие сюжета, зрительское восприятие и формирование культурных представлений в обществе. Кинематограф, используя временные рамки и перспективы, не только развлекает, но и расширяет границы мировоззрения, вдохновляет и возбуждает воображение зрителей. Профессиональное понимание экранной культуры поможет лучше осознать ее влияние на аудиторию и принять обдуманные решения о методах и границах практического применения данной информации.

Ключевые слова: временное пространство, темпоральность, время, сюжет, восприятие, культурные представления.

Popova A. O. Reflection of Time and Space by Audiovisual Art

Time space and the image of time play an important role in cinema. They influence the development of the plot, the audience’s perception and the formation of cultural representations in society. Cinema, using time frames and perspectives, not only entertains, but also expands the boundaries of the worldview, inspires and excites the imagination of the audience. A professional understanding of screen culture will help you better understand its impact on the audience and make informed decisions about the methods and boundaries of practical application of this information.

Key words: time space, temporality, time, plot, perception, cultural perceptions.

29 Дек 2023 в 15:17. В рубриках: Generation P. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв