Просмотров 48

А. Габричевский в труде «Пространство и время» рассматривает пространство и время как «функции движения» [8, с. 135]. Интересно отметить, что движение (или действие) находит одинаковое отражение как в науке, так и в искусстве. Однако существует важное различие в отношении к этим понятиям: в искусстве пространство и время представлены в абсолютной полноте, тогда как в науке не существует ни одного устоявшегося поля терминов, лишенного возможности изменений (расширения или сужения).

Процесс качественного и количественного изменения терминологического поля может происходить как со временем, так и в связи с качественными изменениями внутри данного контекста, что часто связано с научными и техническими достижениями, появлением новых устройств и приборов в различных сферах жизни человека. Если таковые изменения происходят, каждое новое понятие появляется на основе существующих связей между временем и пространством.

Время и вечность проникают в искусство с момента его возникновения: оно интуитивно улавливает и воплощает различные формы времени. Все искусство, включая кинематографическое, дышит временем, пронизано им. С момента появления телеграфа и фонографа информационные и коммуникационные технологии привнесли ряд изменений в пространственно-временные отношения, которые лежат в основе нашего механизированного общества, где восприятие времени и пространства человеком сильно зависит от технологий. Развитие технологий постепенно повлияло на способности воспринимать пространство и время в соответствии с техническим прогрессом, создавая сжатое пространство-время, где ритмы определяются технологиями. Как пользователь технологий, человек адаптируется к ним, и его действия зависят от скорости машин. Технологии связи, такие как телеграф, пишущая машинка, фотография, кино, телевидение, аналоговое и цифровое видео, коммуникационные сети, породили новые представления и переживания относительно времени благодаря своей способности записывать, сохранять, передавать и обрабатывать содержимое. Это позволяет манипулировать временем по-разному: можно записывать и воспроизводить звуки и движущиеся изображения, повторять, приостанавливать и замораживать их, а также воспроизводить в обратном порядке или в замедленном режиме.

Все эти аспекты экранной культуры требуют серьезного осмысления и анализа. Важно понимать, как они влияют на человеческое сознание и жизнь. Профессиональное понимание экранной культуры поможет лучше осознать ее влияние и принять информированные решения о том, как ею пользоваться.

Конечным результатом кинематографического творчества, создающего квинтэссенцию времени и пространства, является аудиовизуальное произведение. Анализ темпоральности кинематографического произведения может быть осуществлен на двух уровнях: горизонтальном и вертикальном. Горизонтальное время представляет собой последовательность событий и действий, происходящих на протяжении всего фильма. Это время, которое измеряется в хронологическом порядке и позволяет зрителю понять, как развивается сюжет. Монтажные стыки, такие как переходы между сценами или смена ракурсов, будучи процессуальной конструкцией, могут влиять на восприятие времени и создавать определенную динамику в фильме. Вертикальное (внутрикадровое) время представляет собой слияние различных временных плоскостей в движущемся визуальном образе, которые придают ему смысловые слои. Внутрикадровое время может быть использовано режиссером для создания эмоционального или символического значения определенного момента в фильме. Это время, которое по воле режиссера может быть остановлено, ускорено или замедлено.

Кинематографическая практика использования методов визуализации времени, оказавшая влияние на мировой кинематограф, разработана советским режиссером А. Тарковским, который искажает восприятие времени, используя протяженные кадры с замедленными движениями. Большинство его фильмов обращается к понятиям продолжительности и хронологии с философской точки зрения, при этом кадр находится в центре техники. Благодаря этому фильмы А. Тарковского становятся настоящими произведениями искусства, которые заставляют задуматься о смысле и течении времени. В своих работах он часто обращается к теме продолжительности и хронологии, исследуя суть времени и его влияние на зрителя. Каждый кадр его произведений продуман до мельчайших деталей, чтобы передать именно то, что хочет рассказать режиссер. Мастер утверждает, что «доминирующим, всемогущим фактором киноизображения является ритм, выражающий течение времени внутри кадра» [14, с. 48]. Этот ритм является ключевым элементом, который помогает зрителю погрузиться в фильм и ощутить его атмосферу. Благодаря А. Тарковскому кинематограф достигает новых высот и становится не только историей, но и искусством.

Более пристальный взгляд на процесс созерцания времени обращает Ж. Делез, рассматривая фильмы с точки зрения времени и движения [11]. Философ размышляет о том, какое воздействие изображение и звук в кино оказывают на зрителя. Автор утверждает, что в визуальных и звуковых ситуациях присутствуют два аспекта: объективный и субъективный, или реальный и воображаемый. Он выдвигает понятия виртуального, потенциального и актуального, реального. По мнению Ж. Делеза, «образ времени» – это «изображение, которое содержит настоящее, прошлое и будущее как часть своих атрибутов. Изображение может вызывать воспоминания или связываться с будущим в предвосхищающей мысли» [10, с. 5]. Оно содержит время, но также «является временем в чистом виде» [Там же]. Кроме того, автор разъясняет, что нарратив не состоит из организации образов, но на самом деле является следствием самих образов, как они воспринимаются. Это понятие перемещает время и пространство в соответствии с их ролями в повествовательной композиции. Если изображение наполнено временем, пространство может быть использовано для доступа к нему: расшифровка изображения становится путешествием во времени, подобным путешествию в рассказе. Нарративы могут оперировать визуальной аналогией.

Фильмы не только изображают персонажей, вовлеченных в действия, но и раскрывают индивидуальность субъекта, его внутреннее существование за пределами истории. Образы могут быть самодостаточными по своему значению: они создают связи с другими временами, другими местами, другими людьми или другими идеями. Они показывают исторические события и драматические ситуации, которые проливают свет на проблемы и вопросы общества. Наконец, фильмы вдохновляют и заставляют задуматься. Они могут вызывать глубокие эмоции и ставить перед зрителем сложные моральные дилеммы. Образы, представленные в них, могут оставить незабываемое впечатление и оказать влияние на собственные взгляды и ценности человека. Именно поэтому кино – это не просто развлечение, а целое искусство, способное изменить мировосприятие и самоидентификацию личности.

29 Дек 2023 в 15:17. В рубриках: Generation P. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв