Просмотров 437

Визуализация этого иного бытия была основной задачей и в эпоху Возрождения. Одним из тех немногих, кто не только исследовал зрительные образы, но и владел искусством мнемоники в XVI веке, был философ, поэт, монах Джордано Бруно. Как философ Бруно считал, что имеется два реальных вечных начала существования, от коих произошли все вещи: «Это – душа мира и первая материя» [7, с. 353]. Высшая субстанция есть Бог. И как целое она проявляется во всем единичном – «все во всем» [Там же, с. 295]. Как пантеист и натурфилософ Бруно считал, что во Вселенной нет ничего неодушевленного. Да и сама Вселенная у Бруно бесконечна и безгранична, в ней повсюду действуют одни и те же законы, она является «зеркалом Бога» [Там же, с. 412].

К творчеству Джордано Бруно обратился Йоан Петру Кулиану, ученик Мерче Элиаде, в книге «Эрос и магия в эпоху Возрождения», где он приоткрывает тайную концепцию «Великого манипулятора» или, как определил Ги Дебор, «общество спектакля» [6]. Исследуя книгу Бруно «О связях в общем» («Devinculisingenere»), Кулиану провел параллель между современным обществом, где прототипом фигуры мага является система масс-медиа, которая обладает магической силой над массами [21]. У Бруно «эрос» понимается как человеческое желание, которое несет ответственность за создание мысленных образов как в уме самого человека, так и у других людей. Это опыт, который может вдохновлять и распространяться в «психике» других людей. «Эрос» может создавать связи между друзьями, между членами группы, между лидером и его последователями. Согласно Бруно, достижение и поддержание обретенной власти является «магической» операцией, поскольку, пусть цель и остается той же (обретение контроля над ситуацией), изменяются только средства (убеждение). «Vincula» – связывание людей посредством эроса. Человек от природы является существом «желающим» и пытающимся обрести реализацию своего «я» за пределами самого себя и выступает главной темой в этой работе Бруно. Под «эросом» Бруно понимает именно воображение, которое создает и направляет желания, чувства и эмоции человека. Именно образы, возникающие в аппарате воображения, а это не что иное, как визуализация, имеют преобладающее значение для осуществления манипуляции. По мнению О. В. Горшуновой, которая написала единственную в России статью о жизни и творческой биографии Кулиану, философ считал, что современное сетевое общество пытается взять под контроль именно воображение человека при помощи аудиовизуальных средств, телевидения, кино, виртуальной реальности, Интернета, рекламы и, конечно, и современного искусства [5, с. 109].

14 Окт 2016 в 20:35. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв