Просмотров 73

Наглядное представление о пространственной организации дворцово-паркого ансамбля в это время дает нам план-панорама, который был выполнен по планам и чертежам XVIII века. С юго-запада на северо-восток проходит главная планировочная ось, соединяющая между собой три части усадьбы – запрудную, регулярную и пейзажную. Центром композиции является регулярная часть, именно она лучше всего сохранилась до наших дней. К центральному архитектурному ядру дворцово-паркового ансамбля относится Большой пруд, получивший геометрические контуры в 1754 году. В западной части протяженный пруд имеет усложненную форму «раструбом» и прямоугольный островок, который представлял собой потешную крепость с бастионами. Помимо Большого пруда, в водную систему ландшафта входили малые пруды и Обводной канал, который окружал регулярный парк.

Гордостью усадьбы Кусково можно назвать здание Дворца, которое было построено под руководством Карла Бланка, предположительно по чертежам Шарля де Вайи в стиле раннего классицизма с элементами барокко. «…В это время пробуждается интерес к пропорциям и средствам ордерной архитектуры, но вместе с тем сохраняется в значительной мере привычка к декоративным, чисто пластическим мотивам и приемам стиля барокко», – писал И. А. Бартенев [2, с. 267]. Архитектор отказался от боковых флигелей, и Дворец получил форму вытянутого вдоль берега корпуса. Кроме каменного цоколя, здание целиком возведено из дерева – традиционного материала русских мастеров. Выкрашенное в цвет «утреней зари» здание имеет два этажа – парадный и антресольный, а в высоком каменном цоколе располагаются погреба и хозяйственные помещения. Фасад дополняют три колонных портика. Центральный портик – парадный и самый величественный, его треугольный фронтон заполнен резьбой по дереву вокруг вензеля «PS» под графской короной. Боковые портики увенчаны полукруглыми фронтонами, которые украшает резная военная атрибутика. К парадному входу ведет белокаменная лестница и пологие пандусы, предназначенные для въезда карет. Они украшены фигурами сфинксов. Ощущение торжественности в парадном вестибюле создают стены и пилястры, расписанные под мрамор, монументальные вазы в виде греческих амфор, расположенные в нишах, и живописные панно на античные темы, имитирующие скульптурные рельефы.

Вестибюль открывает анфиладу парадных гостиных. Каждая из них имеет свое предназначение, объем, освещенность и передает особое настроение. Эти комнаты напоминают театр, где одна декорация сменяется другой, каждый раз новой и непредсказуемой.

Пейзажи шпалер в Шпалерной гостиной перекликаются с видом пруда и парка, который открывается из больших окон. В этой комнате находятся скульптурные портреты Шереметевых, заказанные русскому скульптору Федоту Шубину. Императорские портреты в Малиновой гостиной напоминают о том, что все изображенные когда-то гостили в Кускове. Среди них копия портрета Екатерины II Ф. С. Рокотова и портреты будущего наследника Павла I работы Д. Г. Левицкого.

Парадная спальня по своему великолепию превосходит гостиные не только богатством отделки, но и своей театральностью и пышностью убранства. Стены и мебель комнаты обиты шелком с красными розами на зеленом фоне. Кровать обнесена балюстрадой с балясинами в виде арф, обвитых гирляндами роз. На потолке плафон работы неизвестного художника «Невинность на распутье между Мудростью и Любовью». Такие спальни никогда не использовали по своему назначению, они были показателем богатства и состоятельности владельцев.

Библиотека являлась своеобразным домашним музеем, в котором хранились фамильные «раритеты» – мелкая пластика, фарфор, шкатулки и др. В Картинной комнате размещалась коллекция живописных полотен, собранная графом Шереметевым. Здесь соседствуют мифологические сюжеты, натюрморты, пейзажи с портретами и архитектурными видами. Архитектурные виды, но уже в технике наборного дерева, изображены и на поверхностях цилиндрического бюро работы Никифора Васильева.

09 Апр 2022 в 15:35. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв