Просмотров 231

В ситуации интеллектуальной растерянности следует вслушаться в еле различимые сквозь современный информационный грохот голоса, пробивающиеся к нам из глубины европейской цивилизации, прислушаться к интуициям и прорывам античных мыслителей, два с половиной тысячелетия назад сумевших понять и сформулировать главное в фундаментальной триаде «человек – государство – власть».
Хрестоматийно известные тезисы Гераклита («Война есть отец всего. Она сделала одних богами, других людьми, одних рабами, других свободными»), Протагора («Человек есть мера всем вещам – существованию существующих и несуществованию несуществующих»), Аристотеля («Человек по природе своей есть существо политическое»), пройдя сквозь гигантские исторические эпохи, обрели неожиданную зловещую актуальность в современном мире. В нем, в этом мире, на первый план вышла человеческая субъективность, легитимированная постулатами личной свободы и демократических ценностей и при этом признающая существующим только то, что входит в систему ее ценностных установок. Человек действительно оказался «существом политическим» во всем многообразии сущностных черт собственно политики: управления, манипулирования, технологии власти etc.
Что же до войн, то и здесь отец диалектики не ошибся. Ими пронизана вся история. Некоторых войны сделали богами, поскольку в ситуации глобального (и даже локального) конфликта социальные лифты обретают невиданную скорость.
Ясно, что греко-римская античность задала вектор европейской цивилизации. Пафос же субъективности был многократно усилен ренессансной доктриной гуманизма и известным кредо «человек судит».
В классической работе «Эстетика Возрождения» А. Ф. Лосев очень точно прослеживает эволюцию гуманизма в эгоизм титанической личности, усматривая в этом трагизм ренессансного сознания. Вершиной указанной эволюции явится ницшеанский сверхчеловек, чья антропность видоизменена до неузнаваемости космическим эгоцентризмом и абсолютным правом быть.
Пассионарность европейского сознания, стартовавшая из столетий Ренессанса, обретает строгую рациональную упорядоченность в картезианской доктрине «правильного метода» познания. Онтология античности, метафизика Средневековья, эстетические практики Возрождения сосредоточиваются в деятельном разуме гносеологического субъекта: отныне человек и его разум тождественны. И если понимать нововременную европейскую цивилизацию в целом как модернистский проект, то источниками его интенций являются неразрывно связанные между собой научные открытия и технический прогресс.

15 Фев 2017 в 12:24. В рубриках: Кризис антропности. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв