Просмотров 231

Однако триада «человек – государство – власть» никуда не девается; внутреннее напряжение между членами триады последовательно нарастает. Средством максимального разрешения становятся две мировые войны, чему и будет посвящена первая половина ХХ века, завершающая грандиозный модернистский проект и приведшая к радикальной смене миропорядка. Послевоенный миропорядок просуществует почти 70 лет, суля невиданный взлет технологий, планетарную цивилизацию, либеральный баланс культур и обеспечивая устойчивый комфорт обитателям европейского и – шире – англо-саксонского мира.
Увы: привычка к комфорту нередко превращает бывших пассионариев в конформистов, о чем и свидетельствует пришедший на смену модерну постмодерн как своеобразная констатация вытеснения индивида массой, а индивидуального духовного порыва – вполне материальной индустрией массового потребления.
Указанная индустрия весьма успешно освоила и использовала плоды технологической – информационной – революции, пронизав планету коммуникационными сетями и плавно ведя социум к статусу глобального интернет-сообщества. Homo sapiens отныне репрезентируется как Homo virtus; последствия метаморфозы скрыты в тумане неопределенности. Примечательно, что война, архаический Гераклитов «всеобщий отец», с поразительной эффективностью внедрилась в мировые сети, породив феномены гибридной войны, информационных провокаций, расцвета хакерских и DDoS-атак, т. е. выполняя функции негативного пассионария. С операциями в IT-пространстве неразрывно связан и прямой терроризм, вербующий сторонников в Интернете и посылающий их взрывать реальные, а не информационные, бомбы.
Отметим попутно, что президенты и мировые лидеры все реже произносят судьбоносные речи, предпочитая реплики в Twitter’е или Facebook’е и тем самым частично превращая трибуну ООН в политическую площадку не самого центрального уровня.
Из всего сказанного следует вывод: перед нами новая реальность, диктующая индивиду правила и нормы обитания в ней, что, в свою очередь, предполагает не просто адаптацию к изменившейся среде, но и эволюцию комплекса антропных признаков, вплоть до кризиса собственной антропности.
Выскажем одно соображение. Человек как биологический вид есть существо, вознесенное на вершину эволюции миллиарднолетними усилиями и потрясениями естественного отбора. Человек как личность и носитель сознания есть феномен социальной истории в ее отнюдь не миллиарднолетних, а тысячелетних процессах. Отсюда в каждом из нас скрыта вопиющая темпоральная диспропорция биологического и социального, преодоленная за счет мощи и интенсивности осознанных коллективных усилий планетарного социума по созданию и обустройству человеческого мира как универсума антропности. Однако, быть может, именно указанная диспропорция, направленная на преодоление биологического, подавление первичных инстинктов, вызвала к жизни уникальный феномен человеческого духа, возможность рефлексии, на которую не способно ни одно известное живое существо. Сознание при этом выступает предпосылкой, но духовная жизнь человека к нему сведена быть не может хотя бы в силу интенций духовности в символическую, собственно культурную реальность.

15 Фев 2017 в 12:24. В рубриках: Кризис антропности. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв