Просмотров 1,303

А. П. Воеводин

Соотношения конечных

вещей с самими собой

отрицательные… они гонят себя

дальше себя, дальше своего

бытия… Истиной этого бытия

служит их конец.

Г.-В.-Ф. Гегель

Любая конечная вещь рано или поздно покидает подмостки бытия. Те же самые закономерности, которые способствовали ее появлению, утверждению и расцвету на сцене мировой истории, которые составляют имманентно-неустранимую основу ее существования, с такой же неизбежностью и неотвратимостью ведут ее к гибели. Со времен Гераклита, учившего, что добро и зло, рождение и смерть «ходят парами», этот тезис является аксиомой европейской философии и диалектического мышления. В формулировке Гегеля истинное бытие конечной вещи изначально содержит зародыш своего собственного прехождения как свое внутри-себя-бытие. Закон самоотрицания непреложно действует во всех сферах материального и духовного бытия, в том числе и бытия человека. Особенно наглядно результаты его действия проявляются в социальном познании. Но странным образом некоторые значительные философские идеи в процессе инерции своего социально-антропного опредмечивания трансформируются в идеологические клише, приобретают канонический статус «сакрально-вечных» политических лозунгов, с которыми по-прежнему идут в политические сражения, несмотря на то, что их время истекло и ничего, кроме ухудшения условий жизни миллиардов людей, они принести не могут. Приходит черед критической переоценки замшелых в абстракции смыслов и переосмысление их действительной социальной значимости в соответствии с конкретными требованиями реалий современного общества.

Тем более что состояние последнего выглядит не очень-то оптимистично. Перманентное разрушение государств на фоне отсутствия перспективных социальных проектов, исчезновение положительных гуманистических и антропологических идеалов, непрекращающаяся экономическая рецессия, общая стагнация образования и культуры, их подмена симулякрами нескончаемых сериалов масс-медиа и шоу культурных индустрий, тотальное засилье в массовом сознании псевдонаучной мифологии и паранаучных представлений уфологии, астрологии, креационизма и финализма, всепланетно-публичное смакование эмоций отчаяния и страха в ожидании  «очередного» пришествия «конца света» неизбежно сопровождается тотальным «кризисом человечности» и свидетельствует не только о социально-экономической и нравственной несостоятельности, но в большей мере и о теоретической неадекватности эксплуатируемых концептов общества и человека, их политической пагубности. Глобализация кризисных явлений, непрерывная экспансия так называемых «революций», а в сущности государственных переворотов, чрезвычайно обострили теоретическую рефлексию «вечных» философских проблем. Не случайно со второй половины прошлого столетия антропологическая проблематика прочно занимает центральное место в современных научных исследованиях. В философии теоретическое внимание также сместилось к центральному понятию современной Картины мира – Человеку, а через него и к доминирующему мировоззренческому постулату всей новоевропейской культуры – концепту антропоцентризма.

15 Фев 2017 в 12:17. В рубриках: Кризис антропности. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв