Просмотров 1,427
Иногда в качестве первоисточника антропоцентризма ссылаются на Библию [1]. Однако трудно согласиться с такими необоснованными заявлениями, особенно если конкретизировать вопрос: какой тип человека представлен в Библии? Антропологический подход в культурологии предлагает рассматривать человека в историческом контексте артефактов, технические условия использования и функционального обслуживания которых определяют необходимый набор человеческих умений и качеств, совокупность которых, в свою очередь, задает требуемый стандарт человека, образ которого креативно опредмечивается в соответствующих социально-экономических, мировоззренческих, образовательных и культурно-стилевых художественных системах. Первобытному обществу соответствует человек коллективного сознания и коллективной традиции, древневосточным деспотиям, как полагает П. А. Сапронов, – царь-жрец и раб, древнегреческому – герой, раб и умеренный (срединный) человек, древнеримскому – волевой и целеустремленный гедонист, средневековому – человек веры и служения, Ренессансу – всесторонне развитый титан-индивидуалист, барокко культивирует драматизм страстолюбия, классицизм – дворянина как человека долга, Просвещение – умеренного бюргера, способного во всем себя ограничить, романтизм открыл трагическую несовместимость инициируемой капитализмом человеческой оригинальности и кастовой замшелости феодальных отношений и т. п. На этом фоне Библию трудно отнести к источникам антропоцентризма, поскольку по замыслу и функциональной сути своей она скорее является инструментом утверждения идеологии «тео-», а точнее «христоцентризма», и призвана формировать рабское послушание в людях. Главный герой Библии – Христос, в образе которого Бог принял облик человека, чтобы явить всем людям неустранимую необходимость и жертвенный способ преодоления изначальной человеческой греховности путем попрания своей телесно-человеческой природы. В Библии человек определяется как «рожденная во грехе тварь», у которой есть только один указанный Богом правильный путь жизни – путь спасения, обóжения и святости, путь уничтожения человеческой самостоятельности и гордыни, путь унификации и забвения разноликости перед Господом, создателем и повелителем всех тварей на Земле. Человек Библии сформулирован как отягощенная грехом тварная копия или подобие Бога, который трансцендентно предзадан и независимо от собственно человеческих экзистенциальных усилий определяет человеку его земную судьбу и место в потустороннем мире. Подобно Сизифу человек Библии обречен на вечные муки в преодолении своей тварной и греховной природы. В отличие от идеалов антропоцентризма библейское понимание активности человека строится не на свободном и самостоятельном выборе, ответственности и самопожертвовании, а на рабском послушании и страхе божественного отмщения. Человек Библии – это человек веры, фанатик, готовый растерзать каждого, кто не следует устанавливаемым ею канонам. История переполнена конкретными примерами человеческих уничижений, костров инквизиции, крестовых походов и религиозных войн, в которых были пролиты реки человеческой крови всех тех, кто не соответствовал заветам Библии. Как идеологический канон и «машина веры» Библия исключает разум, самостоятельное мышление, теоретическое и естественнонаучное знание, т. е. исключительно человеческие способности. А поскольку индивидуально-психологическое состояние и переживание веры не постоянно, то веры надо «держаться», чтобы не разувериться, ибо вера опирается не на фактические доказательства или логические доводы разума, а на ритуал, магию и чудо (откровение). Поэтому в дополнение к Библии строится Храм как институциональная матрица и эстетическая машина веры, а также Церковь как бюрократический институт, который экономически приватизирует и политически эксплуатирует веру, а посредством веры – ее носителей, конкретных людей. Из сказанного следует, что христианству в целом антропоцентризм ни к чему, ибо он закладывает семена сомнения, непослушания, самостоятельности, гордыни, независимости от церкви и поиска способов выхода из религиозной веры.
15 Фев 2017 в 12:17. В рубриках: Кризис антропности. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.