Просмотров 1,303

Идеологическое содержание антропоцентризма категорически противоположно христианской идеологии. Нравственно-гуманистическое и политически-правовое обоснование антропоцентризма оформляется в длительной кровопролитной борьбе с теоцентризмом, как противопоставление ему и отрицание христианской трактовки сущности и места человека в мире. Антропоцентризм изначально выступает в качестве революционного лозунга в противопоставлении Человека Богу, как жажда человеческой независимости и свободы, как единственно возможный путь освобождения от ригоризма христианского мировоззрения и оправдания человеческого права на самоутверждение в его земной жизни.

Исторически антропоцентризм появился задолго до своего рационального осознания и теоретико-публичного концептуального оформления в соответствующих трактатах. Фактические примеры организации социума на основе принципов антропоцентризма впервые обнаруживаются с возникновением государства и политики как инструмента управления развитием общества с помощью организованного насилия. Первоначальные проявления антропоцентризма были эпизодическими вкраплениями на фоне традиционно-общинного уклада жизни и выражали зарождающиеся интенции индивидуализма и своеволия немногих избранных. С накоплением общественного богатства и повышением производительности общественного труда открывается возможность и необходимость разрыва с традицией, буржуазные перспективы самостоятельной индивидуальной организацией собственной жизни для всех членов общества. К тому же потребности массового товарного производства требовали создания условий для подготовки свободного самостоятельного работника и существования рынка рабочей силы. Социальная рефлексия открывающихся возможностей теоретически оформляется в рамках идеологии гуманизма, в которой впервые встречаются и синтезируются античные идеи человеческой гармонии и римского сладострастия с христианская темой творения под лозунгом «Человек – творец самого себя». Теоретические предпосылки преодоления теологического учения о человеке и появления гуманистической идеологии антропоцентризма складываются в процессе интенционального синтеза римской идеи о способности конечной земной формы быть носительницей бесконечного идеала с переиначенной евангелистской идеей божественного промысла (лат. Providentia) – у человека есть нечто, что называется «внутренним голосом», который, как Бог, если за ним следовать, помогает в пути. Так формулируется представление об особой антропной силе, которая посредством человека творит историю. Человек здесь понимается как сжатая до точки бесконечная творческая энергия, которая, следуя имманентной творческой интуиции, в одиночестве, подобно Робинзону Крузо, буквально из ничего самостоятельно созидает собственный мир, свой предметный и социальный Космос.

15 Фев 2017 в 12:17. В рубриках: Кризис антропности. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв