Просмотров 1,303

Таким образом, идеал буржуазного гуманизма «индивидуализм плюс филантропия» не может быть истинно нравственным, поскольку противоречит главному требованию морали – добровольному самопожертвованию собственным счастьем ради удовлетворения интересов и счастья других людей. Будучи функцией от политики, антропоцентризм как ведущий принцип буржуазной морали утверждает индивидуализм и неравенство в отношениях между людьми, освящает эксплуатацию и насилие, оправдывает «легитимность» политической организации и управления обществом, построенного на организованном насилии.

В противостоянии с религией антропоцентризм изначально нуждается в знании и вынужденно освобождает разум от подчинения его вере. Секуляризация знания, в свою очередь, оформляет Разум в специфический вид умственной деятельности Науку, которая, равно как и Техника, также вырастает из все тех же потребностей обслуживания интересов индивидуального тела. Особенности взаимодействия науки и техники в условиях доминирования антропоцентризма оформляются в буржуазном обществе в идею прогресса. Идея прогресса – стержневая для новоевропейской культуры – безумная и странная, она не может быть рационально обоснована в рамках секуляризированной философии. Главным аргументом ее публичной артикуляции служит исторический факт эволюции общества – от дикости и естественности первобытной культуры через варварство к сознательной и разумной организации жизни в эпоху цивилизации. Гегель эту мысль формулирует в логике развития Абсолютной идеи, в которой История предстает как закономерная поступь Мирового разума. А К. Маркс, экстраполируя закономерности наблюдаемого им капитализма на всю мировую историю, видит движущую силу общественного развития и его обреченность на вечный прогресс в законе опережающего развития потребностей по отношению к средствам производства, в соответствии с которым зависимость человека и общества от способа производства материальных благ сопровождается бесконечным усложнением средств производства и самого человека.

Однако с философско-культурологической точки зрения идея прогресса отнюдь не является абсолютной и повсеместно-всеобщей. Напомним, что до появления антропоцентризма в историософии доминировали идеи вечного круговорота и цикличности в описании мировой истории. В свою очередь, философия имеет дело с первосущим, предельными основаниями бытия, вневременным абсолютом, тогда как прогресс мыслится конечным, ограниченным во времени и относительным. Даже у Гегеля, поэта диалектики и развития, логика Мирового Духа вневременна и мнится как осматривание мыслью самой себя. С культурологической точки зрения идея прогресса формулируется идеологами антропоцентризма в ответ на отчаянную потребность в разрешении безысходных противоречий индивидуализма, примирении замкнутого на себя, конечного в своей мещанской ограниченности индивида и внешней, чуждой ему беспредельности мира потребностей, артефактов, бесконечности Вселенной, помимо всякого обращения к Богу. Недаром Паскаль патетически восклицает: «Человек возвышенней Вселенной!»

15 Фев 2017 в 12:17. В рубриках: Кризис антропности. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв