Просмотров 141

Еще один демонологический персонаж, известный по произведениям детского фольклора, а именно колыбельным песням, – Дрема. Тексты русских и украинских колыбельных представляют его как антропоморфное существо, предстающее то в образе доброго дедушки с котомкой за спиной, в которой лежат сны, то в образе милой старушки с мягкими, ласковыми руками. Иногда Дрема выступает в фольклорных текстах как сущность бесплотная.

Этнолингвистическая методология анализа славянских обрядово-мифологических систем и их демонологических подсистем, выработанная школой Н. И. Толстого, формулирует положения о народной этимологии и этимологической магии. Лежащий в основе народной этимологии принцип семантического притяжения созвучных слов имеет общий характер и составляет одну из важнейших особенностей ряда архаических фольклорных и ритуально-магических текстов, которую можно назвать этимологической магией, смыкающейся с другими, неязыковыми (ритуальными, мифологическими) видами магии. Приемы, применяемые в собственно лингвистических работах по народной этимологии, оказываются здесь явно недостаточными ввиду большой сложности самого объекта: в качестве единицы описания в данном случае выступает не лексическая пара семантически сближенных созвучных слов, а, как правило, целый, нередко достаточно протяженный художественный текст, в пределах которого только и может быть выявлена мотивировка самого сближения. Поэтому накопление, систематизация и собственно лингвистический (формальный и семантический) анализ фольклорно-этнографических факторов народной этимологии остаются актуальной задачей этнолингвистики и в целом этнолингвокультурологии. Ученый считал, что методологическая цель этнолингвистики – историческая ретроспектива, т. е. выявление народных стереотипов, раскрытие фольклорной картины мира народа.

09 Апр 2022 в 15:46. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв