Просмотров 140
УДК 130.2
С. В. Деба
Теоретико-методологические истоки этнолингвистической проблематики в трудах европейских и русских исследователей предопределили появление и активное развитие этнолингвистики уже в начале ХХ века. Именно в этнолингвистических исследованиях главное внимание уделяется речевым структурам и речевому поведению «этнической личности» в актах культурной деятельности. Одна из приоритетных тем этнолингвистики – речевое поведение личности как отражение коллективной (этнической) языковой картины мира. Актуальность темы определяется возрастающим практическим интересом к культурно-поведенческим стереотипам, которые регулируют систему межэтнического общения.
Начало этнолингвистики обычно связывается с именем Франца Боаса. Американский лингвист-этнолог, исследователь языков и культур коренного населения Боас первым предпринял попытку использовать в этнологии методы языкознания, утверждая общую бессознательную природу языковых процессов и культурных явлений. Он считал, что культурные категории и явления иногда подвергаются вторичной рационализации, которая затрудняет изучение процесса их образования. В этом плане лингвистика, рассматривающая явления, которые никогда не становились (до ее возникновения) предметом осознания, обещает значительно больше с точки зрения изучения истории развития языковых категорий. Ее метод, по мнению ученого, должен быть использован и в этнологии.
Ученик Ф. Боаса Эдвард Сепир в своих зрелых работах пишет, что язык имеет статус «руководящего начала в научном изучении культуры». Именно языковой символизм является тем ориентиром, который значим и понятен каждому обществу по отдельности. Исследователь определяет не только синтезирующую функцию языка, но и ее способность «членить» мир: «Мы видим, слышим и вообще воспринимаем мир именно так, а не иначе главным образом благодаря тому, что наш выбор при его интерпретации предопределяется языковыми привычками нашего общества» [1, с. 261].
В России изучение этнических проблем началось еще во второй половине XVIII века, что связано с возникновением и развитием этнологии, появившейся в результате учреждения Карлом Бэром Русского географического общества (РГО) в 1846 году. Согласно программе Н. И. Надеждина, представленной им на одном из первых собраний РГО, планировалось описывать вещественный, житейский, нравственный (явления духовной культуры, в том числе «народную характеристику») быт и язык.
Собственно, этнолингвистические исследования как особое направление этнологии начинаются в России в конце 60-х годов ХХ века. Их основа была сформулирована в трудах В. В. Иванова и В. Н. Топорова в области диахронической семиотики славянской мифологии. Советская (российская) этнолингвистика представлена преимущественно школой академика Н. И. Толстого. С американской ее роднит в основном лишь название. Ключевые характеристики в версии ученого – перенос лингвистических (по сути – общесемиотических) методов на исследование народной культуры славян в сочетании с акцентом на исторический (диахронический) и генетический аспект исследований.
09 Апр 2022 в 15:46. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.