Просмотров 444

Е. М. Эпингер

В музыкальной культуре ХХ века происходят интересные жанрообразующие процессы. С одной стороны, появляются новые жанры: как правило, на стыке европейской и внеевропейских традиций, при поисках новых форм высказывания в контексте европейской композиторской системы и в других ситуациях. С другой стороны, жанры, претерпевшие многовековую историю становления и развития, получают в этот период новую трактовку либо синтезируются с другими жанрами и подвергаются качественным изменениям. К одному из таких жанров относится реквием. Известно, что история реквиема включает несколько исторических стадий развития и насчитывает не одну сотню лет. Возникнув как заупокойная разновидность мессы, реквием несколько эпох оставался неизменным. Этому способствовали не только внешние обстоятельства (в 1563 году завершился Тридентский собор, на котором было запрещено использование альтернативных текстов), но и глубокая религиозная идея, которая является основной темой реквиема. Собственно, эта основополагающая идея о физической смерти и событиях после нее, которая самой своей постановкой предполагает множественность интерпретаций, и является настолько привлекательной для композиторов, что реквием стал, пожалуй, одним из самых популярных жанров музыки в европейской культуре.

В отечественной музыкальной традиции реквием появился относительно недавно, учитывая тот факт, что Россия православная страна и до начала ХХ века реквиемы сочинялись, как правило, иностранными композиторами, которые были носителями католической веры (В. Манфредини, Д. Чимароза, Дж. Сарти, К. Гедике, С. Нейк). Реквиемы западноевропейских композиторов исполнялись на концертной эстраде. Первыми образцами реквиема в отечественной музыке исследователи называют «Реквием» О. Козловского (1798 г.), «Реквием по Миньоне» на слова И. В. Гете А. Рубинштейна (1872 г.), кантату-реквием «Братское поминовение» А. Кастальского (1916 г.) [2]. Последнее произведение примечательно тем, что наряду с каноническими разделами в него включены тексты на латыни, церковнославянском и английском языках. Этот факт свидетельствует о новаторском преломлении классической жанровой традиции, о подчинении жанра драматургическому замыслу композитора – идее объединить в рамках одного произведения признаки похоронных жанров различных конфессий.

Одновременно влияние реквиема на другие жанры обнаруживается в самых разнообразных сочетаниях. Кроме кантатно-ораториальных жанров («Иоанн Дамаскин» С. Танеева, «Колокола» С. Рахманинова), под воздействием реквиема находятся инструментальные жанры (включение знаковых тем встречается в симфониях Н. Мясковского, в произведениях С. Рахманинова, отдельно можно выделить Симфонию № 14 Д. Шостаковича как симфонию-реквием). Появляются произведения с таким названием и в литературе («Реквием» А. Ахматовой).

16 Мар 2018 в 11:39. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв