Просмотров 37

Говоря о региональной культуре, важно внести уточнения в научный аппарат, не претендуя на полноту дефиниции, т. е. региональная культура трактуется нами как: изучение культурных традиций, истории открытия (бытования) артефактов; знакомство с историко-краеведческой деятельностью; уточнение творческой биографии известных деятелей края; исследование художественного наследия писателей, посетивших наш край. Таким образом, формирование патриотизма молодежи, в частности студенчества, будет эффективно и результативно осуществляться посредством богатейшего культурного наследия Луганщины, отраженного и в региональной, и в классической литературе. Художественная литература наряду с различными видами искусства – музыкой, архитектурой, живописью – является особым искусством, ведь основным выразительным средством избрано СЛОВО. Именно слово – а в аспекте литературы художественное (образное, выразительное, эмоциональное) – воздействует на эстетический вкус; генерирует, сохраняет и транслирует общечеловеческие духовные ценности, т. е. имеет колоссальный морально-воспитательный потенциал. Безусловно, все обозначенное касается и регионального художественного слова.

Потребность человека в познании своей земли на протяжении веков сформировала краеведческую поисковую работу. Одно из ведущих мест в этом познании принадлежит литературной географии, направленной на изучение литературной жизни отдельных сел и городов, края, области. Литературно-краеведческие поиски приносят существенную пользу литературоведению, открывая новые факты из жизни писателей, являются важной составляющей учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования, ведущей целью которого во все времена было патриотическое воспитание, формирование чувства гордости за родную землю, развитие желания быть полезным Родине.

Определяя этапы развития литературного процесса в Донбассе, не можем оставить без внимания интересные свидетельства, оставленные о нашем крае известными историческими личностями, например, Геродотом и летописцем готов Иорданом. Отзвуки о географических реалиях нашего края находим в эпосе скандинавских и германских народов, а упоминание о Приазовье – в «Велесовой книге», подготовленной к первому изданию нашим земляком из Бахмута Ю. П. Миролюбовым.

Поскольку художественная литература, как правило, отражает изменения исторического, политического, культурного состояния общества, следует отметить, что при этом идея патриотизма всегда оставалась центральной.

Так, в древнерусский период развития литературы и до XVII века в патриотических идеях четко прослеживалось коллективное начало, что отражалось в различных жанрах. По мнению Е. А. Есиной, «древнерусская литература – одно из наиболее действенных средств формирования патриотизма, поскольку концентрирует внимание на нравственных качествах невымышленного героя, погружает в атмосферу тех исторических событий, в которых он действовал. Нравственные и патриотические взгляды человека отразились в языке, поэтому история слов отражает картину духовности всего древнерусского народа, дошедшую до нас через древнерусского автора в составе литературных памятников» [4, с. 16]. По мнению ученых, «Слово о полку Игореве» по тематике относится к воинским повестям, которые просуществовали в древнерусской литературе шесть веков. Как известно, «Слово…», как и «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», создавалось в период наивысшего подъема национального самосознания, чем и обусловлена патриотическая направленность и нравственная ценность данных произведений.

По этой причине знакомство с региональной литературой начинаем с выдающегося памятника письменности «Слово о полку Игореве». События, отраженные в нем, происходили неподалеку от Северского Донца, названного Доном. На то, что события происходили в наших местах, указывает следующий факт: река Каяла (На берегу Каялы войско князя Игоря потерпело жестокое поражение. – Прим. В. П.) упоминается в тексте пять раз, известна река и в Ипатьевской летописи. В современности это название реки не сохранилось, поэтому толкуют его по-разному. Вероятнее всего, это нынешняя река Макатиха, левый приток Голой Долины (летописный Сюурлий), которая впадает в Казенный Торец – правый приток Северского Донца (по нынешнему административному делению – Славянский район Донецкой области). Битва Игоря Святославича с половцами 10–12 мая 1185 года произошла между Сюурлием (то есть Голой Долиной) и Каялой (Макатихой). Есть и другие мнения о географическом определении места битвы: Каяла – это Каменка, правый приток Северского Донца, территория Кременского района Луганщины.

29 Сен 2023 в 22:36. В рубриках: Философская антропология, философия культуры. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв