Просмотров 37

УДК 130.2:37.013.43

В. Ю. Пустовит

Историческое развитие общества показывает, что при определенных условиях рост патриотизма, а вместе с ним и национальной идентичности и самосознания может сыграть ведущую роль в углублении межэтнических конфликтов и противоречий или привести к цивилизованному и благоприятному развитию широкого жизненного пространства (социального, политического, культурного и т. д.) для представителей всех национальностей и народностей, вероисповеданий, этносов. Основываясь на понимании, что этнос – это исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединенных общими объективными либо субъективными признаками, среди которых происхождение, единый язык, культура, хозяйство, территория проживания, самосознание, внешний вид и другое, можем говорить об особенном патриотизме этноса, населяющего наше государство. Исходя из этого, всестороннее изучения феномена луганского патриотизма, процессов его формирования, в том числе средствами культуры и искусства, остается актуальной научной и социально-культурной задачей.

Современная наука располагает многочисленными дефинициями понятия «патриотизм», но даже беглый анализ их содержания показывает, что в основу положены глубокие трактовки авторов классических словарей. Так, уроженец нашего края В. И. Даль понимал патриотизм как «любовь к отчизне» [3, с. 627]. В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова дано следующее определение: «Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [6, с. 496]. В Словаре иностранных слов патриотизм определяется как «любовь к родине, к отечеству; одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями» [7, с. 275].

Иными словами, и это подтверждают приведенные примеры из словарных статей, стержень и основа патриотизма – любовь к Родине (Отчизне), к своему народу. Именно такую точку зрения мы представляем и будем аргументировать далее в статье.

Следует отметить, что проблема патриотизма, и как феномена, и как аспекта воспитания подрастающих поколений, издавна активно изучалась в контексте различных областей культурного и гуманитарного знания. Еще в XVIII веке М. В. Ломоносов писал о патриотизме как ядре воспитания, а XIX век засвидетельствовал развитие идей народности образования. Ведущая роль в обучении и воспитании отведена патриотизму в работах Н. М. Карамзина, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и др.

С изучением патриотизма как значимой для жизни человека категории неразрывно связаны социально-философские науки, представителями которых доказано и спрогнозировано, что ведущую роль в процессе формирования патриотизма играет развитие у молодежи духовных и гражданских ценностей в системе воспитания и обучения на разных возрастных этапах. Исследователи патриотизма затрагивают широкое научное пространство: от ценностных ориентаций (В. Н. Мясищев) до комплексного влияния искусства (Н. И. Костомаров, Б. Т. Лихачев, Н. Д. Никандров) на формирование духовно-нравственного начала личности.

Ученые С. Н. Винникова, С. А. Каримбеков, Л. Т. Кошуч, Р. Ш. Маликов, Е. Л. Райхлина, Е. А. Есина в диссертационных исследованиях раскрывают пути формирования патриотизма средствами литературы, определив объектом научного поиска классическую русскую или всемирную литературу. Исходя из этого, мы считаем актуальным рассмотрение заявленной темы на региональном литературном материале.

Общеизвестно, что для каждого гражданина понятие патриотизма несет свой личный индивидуальный код, который передается из поколения в поколение членами семьи. С первых дней жизни ребенок слышит речь своих близких, засыпает под колыбельные песни матери, слушает потешки, присказки, сказки бабушки, которые прошли многовековую историю и трансформацию. Взрослея, человек знакомится с такими понятиями, как род, Отчизна, Родина. Уверена, что в памяти каждого взрослого человека время от времени зрительно всплывает страница букваря с известным стихотворением нашего славного земляка М. Л. Матусовского «С чего начинается Родина?». А ведь в этих простых и понятных каждому словах заложен глубочайший смысл и патриотизма, и гражданственности, и культуры, и человечности. Прежде всего эти понятия соотносятся с любовью к своему краю, знанием его истории, особенностей культуры, национальных обычаев, самобытных основ.

Донбасс не только богат полезными ископаемыми, он силен людьми, вековыми традициями добрососедства и любви к земле-кормилице, представленными в различных национальных культурах, ведь население края отличается этническим многообразием. Охарактеризовать наш край уместно словами Д. И. Менделеева: «Любовь к Отечеству составляет одно из возвышенных отличий развитого общежитного состояния людей от их первоначального дикого или полудикого состояния» [5, с. 111–112].

В комплексе с общими признаками экономического характера земли Донбасса объединяют и достижения культуры, которая в значительной степени выросла и продолжает развиваться на основе фольклорных и этнографических корней слобожанской и южноказацкой культур. Со второй половины XIX века в Донбассе превалирует городская культура, ориентированная в основном на региональные народные традиции. Учитывая, что праосновой художественной литературы является устное народное творчество, представленное разнообразными жанрами, обрядами, поверьями и т. д., особое место на территории Донбасса занимает шахтерский фольклор. Таким образом, появление региональной литературы объяснимо и закономерно.

29 Сен 2023 в 22:36. В рубриках: Философская антропология, философия культуры. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв