Просмотров 81

Идея полилога также приобретает актуальность в контексте информационной культуры и «культурного перехода», поскольку в ситуации социокультурных трансформаций от участников полилога требуется сохранение «очага устойчивости», т. е. тех общечеловеческих ценностей, которые составляют ядро культуры и общества. Полилог необходим человеку для того, чтобы сохранить бытийственную целостность, связь времен. Следовательно, в информационном обществе в условиях культурных трансформаций полилог может рассматриваться не только как новый вид диалогического взаимодействия, но и как способ бытия культуры.

Однако необходимо отметить, что информационное пространство способно не только стимулировать межкультурное взаимодействие, но и спровоцировать неприязнь или конфликт. В подобной ситуации диалог призван разрешить конфликты путем ненасильственных действий, призыва к согласию и взаимопониманию. «Ненасильственные действия – это последовательное в этическом отношении поведение, направляемое отчетливым моральным идеалом, основанным на уважении и любви к противнику» [5, с. 56]. Подобное признание способствует поиску возможностей сближения людей на основе ценностных ориентиров. А. Гжегорчик полагает, что процесс практического воплощения ценностей представляет собой «такое поведение, которое наблюдателем, живущим в определенной культуре, может легко восприниматься и пониматься как реализация ценности. Оно помогает при благоприятных обстоятельствах уйти в столкновении от агрессии и насилия в сторону равноправного партнерского диалога» [Там же].

В начале XXI века в связи с превращением глобального коммуникативного пространства в необходимое условие существования культуры и личности в диалог вовлекается все больше людей с различными ценностно-нормативными установками. Это приводит к осложнению взаимопонимания и обострению проблемы диалога. Здесь важно, чтобы гуманитарное знание как можно глубже и полнее раскрывало его ценностную сущность как фактора гармонизации отношений между людьми, культурами, государствами.

В глобальном информационном обществе не столько расширяются возможности накопления и передачи информации, сколько наблюдается формирование новых видов диалоговой коммуникации. Глобализация средств массовой информации, по мнению Э. Гидденса, создает «мировой информационный порядок, сущностью которого становится насильственное распространение западной культуры по всему миру» [6, с. 43].

18 Апр 2019 в 13:13. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв