Просмотров 500

Смысл неразрывно связан с ценностью, точнее, он насквозь пропитан ценностью. Осуществление целесообразной деятельности с необходимостью сопровождается непрерывным анализом-оценкой соответствия целей и средств, в процессе которой цели и средства осмысливаются как ценности. При этом всегда существует возможность неадекватной оценки в силу неполноты или ошибочности знания структурных элементов целесообразного процесса, а с ним и соблазн релятивизации и субъективизации смыслов. Однако не стоит преувеличивать возможности субъективного искажения ценностей: относительно каждого конкретного результата целесообразная структура является абсолютной и объективно физически предопределена (причинным соотношением физических свойств средств и цели в структуре целесообразной деятельности). Целевая функция детерминирует объективные критерии оценки в масштабах соответствия средств и цели, где возможность объективности оценки вытекает из знания физически объективных закономерностей отношения средства к цели. Скажем, вода в пустыне вызывает радость и удовольствие, то есть оценивается положительно как необходимое объективное условие выживаемости организма, а длительное обливание человека водой на морозе, соответственно, сопровождается страданием и оценивается отрицательно, поскольку ведет к переохлаждению и гибели организма. Как видим, одна и та же вода объективно в разных практических ситуациях вызывает различные, вплоть до противоположности, чувственные состояния и оценки. Правда чувства и оценки здесь задается объективно истинным физическим отношением средства (воды) к цели (выживаемости организма). Поэтому смысловая структура обладает надындивидуальным и общезначимым значением, опосредующим целесообразное отношение к действительности и обеспечивающим возможность его однозначного «прочтения», а стало быть, возможность взаимопонимания и коллективной совместной деятельности. Если суть знания коррелируется с «истиной» – знание структурной необходимости не может не быть истинным, иначе это мнение, выдумка, греза, мечта и пр., то смысл коррелирует с «правдой». Множественность, вплоть до противоположности, смыслов зависит не столько от субъективности оценки, сколько от сложности и множественности целей практического действия, что можно наблюдать в логических парадоксах смысла, сталкивающих в одном суждении взаимоисключающие целесообразные структуры типа софизма Хрисиппа: «Все, что я говорю, проходит сквозь рот. Я говорю: телега. Следовательно, телега проходит сквозь рот».

01 Мар 2016 в 09:03. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв