Просмотров 83

С именем Петра Великого в отечественной историографии и социокультурном самосознании традиционно связывается выделение светского образования в отдельное направление социальной действительности и административной деятельности как выполняющего государственные функции, удовлетворяющего государственный заказ, как базирующегося на иных традициях  – ценностных, профессионально-научных, текстовых – и встраивающегося в эту традицию. По своему составу, задачам и по готовому человеческому результату светское образование формируется как отличающееся от образования духовного. В рамках стабильного функционирования, удовлетворяющего разумному балансу целей и средств внутри государственной модели Петра, они могли составлять вполне гармонично действующее единство и выстраиваться в единую образовательную вертикаль. Однако в условиях принципиально секуляризованного государства, где Православная Церковь обращалась в один из административных узлов, регламентируемый деятельностью Синода и Духовной коллегии, в деятельности образования формировались факторы и механизмы, призванные отграничить и до некоторой степени противопоставить государственный «заказ» – религиозно-церковному социокультурному вектору.

10 февраля 1700 года Пётр предоставляет жителю Амстердама Иоганну Теслингу привилегию завести в Амстердаме русскую типографию и на русском, голландском, латинском языках печатать географические карты, книги по математике, архитектуре, искусству, военной истории и теории. При этом оговаривается запрет печатать церковные книги, греческие либо славянские. Редакцией выпускаемых книг занимался малоросс Копиевский. Вскоре, в результате ссоры с Теслингом, Копиевский выхлопотал эту привилегию на себя. Были изданы: грамматика славянская и латинская, «Разговоры» (разговорники) на латинском, русском, немецком, перевод голландского учебника «Книга, учащая морского плавания», «Руководение во арифметику», «Введение во всякую историю», по-латыни и по-русски басни Эзопа [4, с. 638]. Таким образом было положено начало отечественной традиции издания учебника по светским учебным дисциплинам.

В 1703 году в Москве были заведены математические школы, в которых помимо математики преподавалась также геометрия. Характерно, что В. О. Ключевский, писавший свой капитальный труд в условиях последних двух десятилетий XIX – первого десятилетия XX века, приравнивает их к реальным гимназиям. Первая математическая школа разделялась на три класса. Через несколько лет ежегодно в ней начало получать воспитание до 700 человек. Готовились молодые люди к военной и морской службе. К этому же времени относится и открытие навигацкой школы [2, с. 72–73].

01 Ноя 2018 в 12:47. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв