Просмотров 19

Яркой иллюстрацией интертекстуальной эмоции служат античные мифы, которые мы встречаем абсолютно во всех видах искусства. Каждая культурно-историческая эпоха привносила новые смыслы в мифологические интексты, наполняя их новыми эмоциональными оттенками. Здесь эмоция показывает умение обращаться с содержанием текстов культуры, которые и демонстрируют эти эмоции. Мифы изначально отражали мировоззрение человека, считались выдуманной реальностью. На протяжении всей своей жизнедеятельности сколько человек верил в богов, столько и мифы были реальностью. Впоследствии мифологические персонажи стали символами в искусстве, и сегодня в художественной культуре авторы используют мифологемы, придавая своим текстам символичность и оригинальность.

Миф как стимулятор интертекстуальной эмоции вызывает в основном положительные чувства, порождает возвышенное, божественное, светлое. Ассоциации, эмоции каждого интерпретатора зависят от его мировоззрения, восприятия данного интекста и смысла его проявления в новом контексте. Помимо литературы, мифологические интексты демонстрирует изобразительное искусство Западной Европы (Ж. Гужон «Венера и Амур», Лукас Кранах Старший «Венера и Амур», П. Рубенс «Венера и Адонис», Э. Фальконе «Амур» и др.). Сюжеты из Библии тоже стали интекстами в художественной культуре (Каравджо «Смерть Марии», Ф. Сурбаран «Поклонение волхвам», Микеланджело «Моисей», Эль Греко «Поклонение пастухов», Рембрандт «Святое семейство», Донателло «Давид» и др.). Один и тот же сюжет из Библии или мифа как визуальный интертекст у разных авторов трактуется по-своему, поэтому интертекстуальная эмоция может претерпевать трансформации, начиная от первоисточника и заканчивая современным интерпретатором данного текста культуры.

В музыкальной культуре к религиозной тематике обращались и русские, и зарубежные композиторы: П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов, С. Прокофьев, И. С. Бах, Ш. Гуно, Ф. Шуберт и др. Интерпретатор музыкального произведения изначально улавливает звуковые интертекстуальные включения, распознавая их и надстраивая эмоционально-смысловые базисы.

29 Сен 2023 в 13:49. В рубриках: Теория и история культуры, искусства. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв