Просмотров 15

Яркой иллюстрацией интертекстуальной эмоции служат античные мифы, которые мы встречаем абсолютно во всех видах искусства. Каждая культурно-историческая эпоха привносила новые смыслы в мифологические интексты, наполняя их новыми эмоциональными оттенками. Здесь эмоция показывает умение обращаться с содержанием текстов культуры, которые и демонстрируют эти эмоции. Мифы изначально отражали мировоззрение человека, считались выдуманной реальностью. На протяжении всей своей жизнедеятельности сколько человек верил в богов, столько и мифы были реальностью. Впоследствии мифологические персонажи стали символами в искусстве, и сегодня в художественной культуре авторы используют мифологемы, придавая своим текстам символичность и оригинальность.

Миф как стимулятор интертекстуальной эмоции вызывает в основном положительные чувства, порождает возвышенное, божественное, светлое. Ассоциации, эмоции каждого интерпретатора зависят от его мировоззрения, восприятия данного интекста и смысла его проявления в новом контексте. Помимо литературы, мифологические интексты демонстрирует изобразительное искусство Западной Европы (Ж. Гужон «Венера и Амур», Лукас Кранах Старший «Венера и Амур», П. Рубенс «Венера и Адонис», Э. Фальконе «Амур» и др.). Сюжеты из Библии тоже стали интекстами в художественной культуре (Каравджо «Смерть Марии», Ф. Сурбаран «Поклонение волхвам», Микеланджело «Моисей», Эль Греко «Поклонение пастухов», Рембрандт «Святое семейство», Донателло «Давид» и др.). Один и тот же сюжет из Библии или мифа как визуальный интертекст у разных авторов трактуется по-своему, поэтому интертекстуальная эмоция может претерпевать трансформации, начиная от первоисточника и заканчивая современным интерпретатором данного текста культуры.

В музыкальной культуре к религиозной тематике обращались и русские, и зарубежные композиторы: П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов, С. Прокофьев, И. С. Бах, Ш. Гуно, Ф. Шуберт и др. Интерпретатор музыкального произведения изначально улавливает звуковые интертекстуальные включения, распознавая их и надстраивая эмоционально-смысловые базисы.

В современном социокультурном пространстве произведения классической литературы, как и музыки, транслируются в текстах культуры ХХ века. Сценаристы-интерпретаторы умело перенесли тексты Ф. Достоевского в кинематограф Франции (фильм «Преступление и наказание»), Японии («Идиот»), Америки («Братья Карамазовы») и др. Можем утверждать, что детективные сюжеты Ф. Достоевского, А. Чехова являются интекстами в произведениях Акунина. Классические произведения Толстого, Достоевского, Чехова, Островского оставляли для читателя-интерпретатора пространство для смыслообразования, в современных же произведениях это философское пространство отсутствует.

Реклама как современный вид творчества насыщена интертекстуальными эмоциями. Часто в рекламных текстах встречаются цитаты из кинофильмов, литературных произведений, которые, визуализируясь, активизируют у человека переживания, связанные с определенным текстом художественной культуры, и проецируют их на современность, что способствует порождению новых смыслов и идей.

Интертекстуальные эмоции обладают свойством многозначности, они одновременно принадлежат тексту, а также прошлому, другим текстам и реализуются только посредством человека; одни и те же тексты культуры вызывают разные эмоции у разных людей, но все-таки присутствует стержневая эмоция общности, которая часто не замечается человеком. Благодаря своему опыту и под влиянием исторических изменений интерпретатор интертекстуальных включений может иногда обогатить, расширить содержание текста культуры. Наталкиваясь на такие элементы, мы пытаемся их понять, объяснить. Когда же это происходит, тексту культуры придаются совершенно новые оттенки и смысл. Визуальная и звуковая интертекстуальность ориентирует тексты культуры на органы чувств; нередко музыкальные, балетные, изобразительные, сюжетные цитации и аллюзии порождают интертекстуальные эмоции аксиологического содержания.

29 Сен 2023 в 13:16. В рубриках: Теория и история культуры, искусства. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв