Просмотров 90
УДК 069:004.946
Е. А. Олейникова
Глобальные информационные процессы в современном социуме все в большей степени становятся интегрированными. Помимо всех прочих особенностей, их своеобразие заключается также и в новом характере отношений с классической реальностью. С помощью информационных теорий реконструируются исторические события, и на этой основе вносятся такие поправки, которые принципиально меняют представления о ходе развития цивилизаций. Новая информационная ситуация меняет и качественные характеристики самой культуры, ее структуру. «Экран понятий», формируемый у человека культурой, на который он проецирует и с которой он сопоставляет свое восприятие внешнего мира в ситуации традиционной культуры, имеет «сетчатую», рациональную структуру; в современной, «мозаичной» культуре этот экран состоит из массы волокон, сцепленных хаотично. Выстраивание информации, получаемой современным человеком из множества источников, информации часто случайной, противоречивой, в иерархическую структуру требует от человека совершенно иных, чем в традиционной культуре, качеств. Эти качества, разумеется, стихийно формируются под воздействием среды, в процессе социализации. Таким образом, информатизация выступает как контекст, активно формирующий новый виртуальный тип культуры.
В настоящее время в научном обиходе стали активно использоваться термины «виртуалистика», «виртуальное пространство», «виртуальная коммуникация» и др., что свидетельствует об утверждении нового типа культуры – виртуальной, определяющим элементом которой является виртуализация реальности. Понятия, расширяющие свое смысловое значение, исходящие из базового «виртуальность», к которым сегодня относится и «виртуальный музей», начинают функционировать в научной среде достаточно поздно – с 60-х гг. XX века, в связи с активным развитием науки и техники; изначально они концентрируются в области кибернетики, породившей понятия виртуальности и виртуальной реальности и сделавшей популярным смысловое его содержание. Сегодня исследовательские изыскания в данном направлении уже вышли за пределы научной сферы последней и осуществляются в границах гуманитарного знания, концентрируя свой поиск в русле проблематики социальной философии, культурологии, эстетики, философии культуры и др. А распространение интернет-технологий позволило проводить разносторонние исследования в области конкретных культурных трансформаций новой, информационной эпохи.
В зарубежной научной мысли виртуальные музеи анализируются учеными из разных стран: Великобритании, Германии, Италии, США, Турции и др. Среди них наиболее интересными нам представляются работы М. Виллингера, Дж. П. Боуэна, В. Швайбенца и др.
Так, одной из первых работ на тему виртуальных музеев принято считать написанную в 1999 году магистерскую диссертацию в области информационных наук немецкого исследователя Мартина Виллингера. В ней он представляет различные подходы к виртуализации музеев или музейных коллекций и формы их организации, которые возникают в этом контексте [17].
Вернер Швайбенц пишет о новых перспективах для представления объектов и информации в музеях. Он считает Интернет средством коммуникации и базой знаний для музеев. Размышляя о представленных в Интернете музейных экспонатах в качестве базы знаний, ученый отмечает, что большинство посетителей таких ресурсов не получают «реальный» опыт посещения «виртуального» музея [16].
29 Сен 2023 в 13:40. В рубриках: Теория и история культуры, искусства. Автор: krisВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.