Просмотров 52

Его мысль развивает М. Виллингер, считающий, что «виртуальный музей» представляет собой логически связанную коллекцию цифровых объектов, составленных на различных носителях, и, благодаря своей способности обеспечивать связь и различные точки доступа, позволяет выходить за рамки традиционных методов общения и взаимодействия с посетителями, будучи гибким в отношении их потребностей и интересов, при этом может физически быть довольно удален от посетителя [17].

В российскую музейную среду этот термин был введен А. В. Лебедевым. Изначально им были определены два значения: так называли страницы на сайтах реально существующих музеев и отдельные сайты с коллекциями изображений определенной тематики. Так, создавая странички и сайты в сети Интернет, музеи стали входить в новое информационное пространство для привлечения новых пользователей и предоставления информации о самом музее и о музейных коллекциях. Однако с развитием техники в информационную эпоху начали появляться абсолютно новые формы визуализации музейного пространства. Это привело к тому, что описанные выше формы представления культурного наследия попросту перестали подходить под определение и больше не обладают необходимыми для виртуального музея признаками. Таким образом, понятие «виртуальный музей» сегодня является широко используемым, но оно не имеет однозначного определения в русскоязычном сегменте сети Интернет.

Большинство музеев сегодня позиционируют себя как виртуальные, размещая на своем сайте или в социальных сетях оцифрованные коллекции артефактов или видеоролики. С нашей точки зрения, такой тип музеев подходит под понятие «виртуальный» лишь отчасти.

Ряд ученых, таких как А. В. Лебедев, И. В. Наумова, Д. Н. Дзюба, Т. Е. Максимова, считают, что «виртуальный музей» – это уже не просто страницы на сайте музея с фотографиями артефактов и коллекций или видеотуров, а абсолютно новый тип представления информации в Сети. Например, Т. Е. Максимова дает следующее определение: «Виртуальный музей – это новая культурная форма интегративного характера, многофункциональный комплекс, существующий в виртуальном пространстве и несводимый к сайтам традиционных музеев в сети Интернет» [8, с. 17]. Автор приходит к выводу, что «виртуальные музеи» – понятие, обозначающее качественно новый культурный феномен. В 2014 году Министерством культуры Российской Федерации были определены конкретные критерии отнесения веб-сайта к категории виртуальных музеев.

Приоритетной задачей виртуального музея, также как и традиционного, является сохранение объектов культурного наследия и обеспечение свободного доступа к ним. Так, Т. Е. Максимова считает, что «виртуальные музеи являются каналом приобщения населения к культуре и современным механизмом культурного наследования. Они формируют единое культурное пространство, одновременно сохраняя национальные традиции и культуры народов России; развивают творческий потенциал населения; содействуют развитию новых культурных форм и видов искусства и т. д.» [7, с. 18].

Тому пример – появляющиеся музеи, которые полностью переносят свое пространство из традиционного в компьютерное, виртуальное. И если раньше они занимались только оцифровкой культурного наследия, то сегодня IT-технологии предоставляют музею возможности применения абсолютно новых творческих практик конструирования виртуальной реальности. Используя современные технологии визуализации, музеи стараются не только сохранить достоверность культурно-исторического опыта и донести его до пользователей, но и не допустить искажения или разрушения смыслового содержания исторического контекста. Стоит также отметить, что виртуальный музей обладает большим потенциалом, так как в виртуальном пространстве могут быть представлены в качестве целостных экспонаты, которые в реальности имеют смысловую разобщенность или разбросаны по разным городам и странам.

Итак, феномен «виртуальный музей» можно отнести к разряду «другой культуры» (или «второй реальности») по отношению к предметному миру. Виртуальный музей не дает возможности непосредственно соприкоснуться с реальными и экспозиционными предметами (выставочными объектами), и в этом его специфическая особенность. Однако он не заменит музея традиционного и не вытеснит его, поскольку не дает полноты эмоционального переживания, зато дает новые ощущения и новые переживания за счет новых технологий. Проводя компаративный анализ традиционного и виртуального музеев, можно сказать, что виртуальные музеи не утрачивают связь с традиционными, но помогают в популяризации культуры [3].

29 Сен 2023 в 13:40. В рубриках: Теория и история культуры, искусства. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв