Просмотров 52

«Отцом-основателем» страниц виртуальных библиотечных музеев считают британца Джонатана Боуэна, одного из ведущих ученых в области создания интернет-сайтов музеев. В своих работах он изучает историю появления первых виртуальных музеев и их сайтов [15], взаимодействие музеев со своими посетителями с помощью Интернета [14] и др.

В отечественной научной мысли к теме виртуального музея обращается значительное количество ученых, уделяя внимание разным аспектам этого социокультурного явления. Так, И. В. Наумова выделяет модели «виртуального музея», имеющие место в отечественном культурном пространстве [10]. Т. Е. Максимова определяет виртуальный музей как единое культурное пространство, обеспечивающее сохранение культурного наследия народов России [8]. Д. С. Василина изучает виртуальный музей как феномен современной культуры [1]. Д. Н. Дзюба рассматривает виртуальный музей в контексте цифровой культуры, считая его средством художественно-эстетической и социальной коммуникации [3]. Д. Ю. Гук исследует виртуальные музеи, функционирующие в пространстве социальных сетей, как инструмент для коммуникации, приобщения населения к культуре [2]. В. А. Сидоров изучает виртуальное музейное пространство в контексте культурно-образовательной деятельности [13]. Е. С. Милинчук и В. А. Шамликашвили рассматривают роль виртуального музея в аспекте развития туризма [9]. И. Р. Позднякова пишет о значимости виртуальных музеев в развитии социокультурного пространства и образования [12]. Н. П. Лысикова и О. А. Полякова определяют внедрение виртуального музея в систему высшего и школьного образования как значительный скачок в обучении и др. [5].

Однако еще недостаточное внимание, с нашей точки зрения, в этих исследованиях уделено формам подачи и передачи культурного наследия посредством виртуального музея, которые претерпевают значительные трансформации, определяя новое культурное пространство. Возникающие формы самопрезентации музеев, виртуализация их исторической деятельности важны с точки зрения продвижения большого пласта знаний в контексте бытия современной культуры.

Цель нашего исследования – выявление и анализ новых виртуальных форм деятельности музеев в аспекте их подачи и проявления в виртуальном пространстве.

Информационно-коммуникационные технологии стали катализатором расширения возможностей в том числе и традиционных музеев. Сегодня каждый государственный и частный музей в мире имеет свой сайт, на базе которого может функционировать виртуальный музей. Технология виртуальной реальности в аспекте популяризации культурного наследия и расширения коммуникационной среды кардинально повлияла на музейную практику. Однако формы их подачи и трансформации, предопределенные новыми, стремительно обновляющимися возможностями в области информационных технологий, которые отражают усложнение не только технической стороны бытия реальности, но и социальной, являются относительно новым и малоизученным явлением культуры.

Изучение виртуализации музейного пространства резонно начать с определения ключевого для данной темы понятия «виртуальная реальность». Ведущая роль в изучении виртуальной реальности как нового социокультурного явления принадлежит философским дисциплинам. Если в современном понимании термин «виртуальность» связывают преимущественно с миром компьютерных технологий, то ранние значения этого термина в философии отражали измененные состояния человеческого сознания и способность человека к воображению. Исследование данного феномена в культурологическом контексте не только способствовало его комплексному анализу как системы, но и позволило определить процесс виртуализации как важное социальное явление, влияющее на развитие институций культуры, коим является временный музей.

Понятие «виртуальный музей», расширяющее круг прикладных понятий виртуальной реальности, вошло в обиход в конце прошлого века, примерно с середины 90-х годов. В 1996 году Джоффри Льюис вывел одно из первых определений виртуального музея, соотнося понятие «виртуальный» с идеей дублирования реальности. Льюис подчеркнул важное различие между традиционным музеем и «виртуальным музеем», то есть реальным и цифровым объектами. Он описал виртуальный музей в качестве представленной в цифровом виде коллекции изображений, звуковых файлов, текстовых документов, представляющих исторический, научный или культурный интерес, данных, доступ к которым можно получить через электронные средства массовой информации [16].

29 Сен 2023 в 13:40. В рубриках: Теория и история культуры, искусства. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв