Просмотров 30

Выразительные качества набора состоят из выразительных средств шрифта, нешрифтовых наборных элементов, промежутков, различных композиционных построений, цвета. Шрифт и нешрифтовые наборные элементы могут быть отпечатанными в книге различными цветными красками или черной краской на цветных подложках, а также способом выворотки. Выраженные возможности цвета существенно дополняют арсенал выразительных средств набора [3, c. 156].

Указанные средства довольно разнообразны. Даже при сравнительно небольшом количестве гарнитур шрифта в нашем шрифтовом хозяйстве существует целый ряд кеглей и начертаний внутри каждой гарнитуры. Так, например, в каждой гарнитуре в наличии 20 кеглей. Почти в каждом кегле шрифта имеется прямое, курсивное, светлое, полужирное, строчное и прописное начертание букв, а в некоторых гарнитурах – жирное, широкое и узкое. В самой литературной гарнитуре для ручного набора есть около 60 различных кеглей и начертаний шрифтов. Если же учесть, что оформитель книги может отдельно использовать строчные и прописные начертания, то цифра эта удвоится. Выбрав для оформления книги только одну литературную гарнитуру, художник будет иметь довольно разнообразную палитру выразительных средств шрифта, заложенных в его рисунке, размере и начертании.

Хотя шрифты одной гарнитуры объединены общим характером рисунка, различные начертания делают их заметно, а иногда и резко отличными друг от друга. Кроме того, такие начертания, как прямое и курсивное, прописное и строчное, имеют разное историческое происхождение [1, c. 65].

Выразительные особенности шрифта, его художественная форма представляют интерес для искусствоведов. Прежде было замечено, что выразительные графические средства шрифта обогащались в процессе его исторического развития. Исторически сложившиеся характерные рисунки шрифтов несут в себе, вероятно, определенные стилевые и национальные признаки.

Форма букв способна вызвать ряд ассоциативных представлений. Характер шрифта и способ его компоновки, в частности, служат проявлением статики или динамики. Например, курсивные и наклонные начертания шрифта во многих случаях воспринимаются как более динамичные, по сравнению с прямыми. Светлым, жирным, полужирным и широким начертанием шрифта может быть вызвано представление о весе (тяжелом или легком). Насыщенность шрифта, обусловленная толщиной штрихов и компактностью рисунка букв, позволяет говорить о той или иной его «цветности». Нормальные, узкие и широкие начертания шрифта при определенных обстоятельствах связаны с понятиями о большей или меньшей структурности, устойчивости и пропорциональности.

Нешрифтовые наборные элементы состоят из наборного орнамента, декоративных геометрических элементов, всевозможных линеек. На особенности применения орнаментов в книге исследователи неоднократно обращали внимание и в определенной степени их изучили.

Печатные линейки, рамки и другие нешрифтовые наборные элементы способны своеобразно украсить книгу, внести определенную функциональную роль в композицию издания. Они, в частности, уравновешивают шрифтовые группы, показывают завершенность композиции или ее частей. Разные по кеглю и начертанию линейки, квадратики, кружочки, треугольники и т. д. могут подчеркивать, отделять или связывать по горизонтали и вертикали слова и строки текста. С их помощью можно создавать естественные паузы в восприятии текста или, наоборот, объединять слова и строки, акцентировать нужные места. Эти же элементы могут служить в познавательной книге условными указателями, знаками, заменяющими некоторые виды заголовков. В других случаях выразительные качества нешрифтовых наборных элементов дополняют, усиливают, подчеркивают выразительные средства шрифта, способствуют созданию специфической печатной иллюстративности наборных построений, не говоря уже о специальной наборной графике, которая занимает особое место в искусстве книги.

Перечисленные элементы наборных построений с помощью различных пробельных материалов объединяются в определенные композиции. Многие закономерности и выразительные качества, открытые и указанные в теории композиции, находят воплощение в книжном наборе. Важно оценить значение вопросов, связанных с композицией книги. Достаточно сказать, что из одних и тех же наборных элементов всегда можно создать большое количество различных композиций, которые будут удовлетворять определенным эстетическим и утилитарно-функциональным требованиям, но будут наделены различными выразительными качествами, способными вызвать различные ассоциации, по-разному доносить смысл, заложенный в наборном тексте. Поскольку проблема выразительных средств набора еще практически не изучена, на ней следует остановиться подробнее.

В последнее время наблюдается расширение сферы использования выразительных средств набора, ведутся поиски новых целесообразных наборных построений во всех элементах книги до колонцифр и колонтитулов, традиционное расположение которых сегодня уже не считается единственно возможным и наилучшим во всех случаях. Созданы многочисленные варианты удобных в использовании, стройных и по-своему красивых справочных элементов, в частности заголовков и содержаний. Большой прогресс также наблюдается в области экспозиции иллюстраций в искусствоведческой книге. По-разному размещаются на странице полосы набора, варьируются пропорции и размеры полей, осуществляется верстка на две полосы, макетирование с подвижной полосой, но сама структура набора, как правило, остается традиционной. Выразительные средства набора внутри полосы почти не используются. А тем временем художники книги много внимания уделяют эстетике и выразительным качествам формы знаков текстового сообщения – наборному шрифту.

Рисунок, начертание, размер, композиция и цвет печатного шрифта могут передавать своим специфическим графическим языком некоторые интонационные и динамические оттенки художественного чтения. В связи с этим интересно отметить, например, что режиссер Сергей Юткевич в фильме «Сюжет для небольшого рассказа» применил изготовленные типографским способом кричащие слова «Умрешь под забором» из газетной рецензии. Увеличив фразу и отдельные слова до размера широкого экрана, он заставил их «кричать» в тишине еще оглушительнее, чем это сделал бы голос диктора [2, c. 128].

29 Дек 2023 в 08:40. В рубриках: Теория и история культуры, искусства. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв