Просмотров 57
УДК 130.2+7.01
И. Н. Цой
Искусство как социально-эстетический феномен отображает в образно-эмоциональной форме основные аспекты жизни общества и формирует систему социально-эстетических, духовных ценностей, приобретающих общечеловеческую значимость.
Историко-культурологический подход в изучении искусства предоставляет нам возможность воссоздать основные исторические события, панораму жизни той или иной эпохи, портреты выдающихся личностей. Порой знание о тех или иных исторических фактах ученые получают, только обратившись к визуальным образам, запечатленным художниками, примером чего могут служить средневековые иллюминированные рукописи.
Н. Г. Чернышевский считал, что искусство следует рассматривать как некий учебник жизни, благодаря которому человек познает мир, совершенствуется нравственно и духовно.
В искусстве человек и окружающий его мир всегда оставались в центре внимания художника. В эпоху Средневековья и Раннего Возрождения, когда изобразительное искусство руководствуется христианскими догмами и канонами, интерес к человеку все-таки находит свое проявление в системе религиозной живописи. Благодаря тому что эти эпохи оставили нам целую галерею портретов, сегодня мы имеем представление о многих исторических лицах, которые были современниками художников.
Актуальность изучения вопросов исторической идентификации конкретных личностей определяется тем, что сегодня, несмотря на активное изучение Средневековья и Раннего Возрождения, в области научных интересов остается проблема реконструкции отдельных биографий знаковых личностей этих эпох, так как до нас дошли лишь фрагментарные сведения об их жизненном пути и творческой деятельности. Особое затруднение вызывает вопрос воссоздания их реальных портретов, связанный с тем, что жанр портрета в указанный период еще остается второстепенным.
Цель данной статьи – провести историческую персонализацию и идентификацию отдельных знаковых личностей XIII–XIV веков, которые оказали существенное влияние на политические и культурные трансформации своего времени.
Изучение различных аспектов изобразительного искусства обозначенного периода стало предметом научных исследований в области философии, культурологии, эстетики и искусствоведения.
В контексте философских и искусствоведческих знаний следует упомянуть основополагающие исследования М. В. Алпатова, Дж. К. Аргана, Л. М. Баткина, Б. Р. Виппера, А. Х. Горфункеля, В. Н. Лазарева, А. Ф. Лосева, И. Е. Даниловой, Э. Гарэна, П. П. Гайденко и др.
Для предлагаемого исследования представляет интерес научная работа Б. В. Маркова «Храм и рынок. Человек в пространстве культуры» [1], где автор изучает основные моменты, связанные с формированием «человеческого» в истории.
Автор монографии «Модель и образ: Концепции личности в русском и советском живописном портрете» [2] Г. В. Ельшевская рассматривает пути формирования концепции личности в условиях развития искусства.
Изучению теоретических вопросов жанра портрета в рамках искусствоведения посвящают свои работы М. Я. Либман, М. В. Алпатов, Б. Р. Виппер, М. И. Андроникова, Л. С. Зингер.
Среди исследователей культуры XIII–XIV веков, конечно, следует назвать У. Эко, М. Пастуро, Ж. Ле Гоффа, чьи научные интересы связаны с изучением повседневной жизни человека в культурно-историческом контексте, обратившись к изобразительному искусству этого периода.
Современная монография К. Флетчер «Красота и ужас. Правдивая история итальянского Возрождения» [5] является тем типом научной работы, в которой автор предпринимает попытку раскрыть реальную историю эпохи через призму личности.
Обращение к произведениям периода Средневековья и Раннего Возрождения обусловлено тем, что именно живопись оказалась сферой, которая наглядно демонстрирует специфику патронажа и позволяет идентифицировать многих исторических деятелей, а также выявляет главные особенности восприятия новых и ведущих тенденций Ренессанса.
29 Дек 2023 в 08:39. В рубриках: Теория и история культуры, искусства. Автор: krisВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.