Просмотров 34

Пьеро делла Франческо. Сиджизмондо Малатеста перед святым Сиджизмондо. Церковь Святого Франциска, Римини

Сюжет фрески – Сиджизмондо, преклоняющийся перед святым. Вопреки истине, Пьеро делла Франческо трактует образ тирана как человека благонравного, сдержанного, полного смирения. И все же перед зрителем возникает сильное лицо, остро обозначенные черты которого свидетельствуют о волевом характере персонажа. Сиджизмондо коленопреклонен, но это смирение правителя: высоко поднятая голова, гордая осанка, роскошные одежды дополняют его образ. Средневековое разделение мира небесного и земного теряется и исчезает. Скорее, это диалог учителя и смиренного ученика, что наполняет композицию реалистичностью и жизненностью.

Благодаря Франциску I идеи и эстетика итальянского Ренессанса находят свое воплощение во Франции. Разрыв с готическими традициями и принятие новых принципов в живописи французского Возрождения были отмечены и собственно национальными традициями, мировоззренческими позициями, поэтому живопись у французских мастеров более светская по характеру и содержанию. Соотношением культуры с жизнью двора обеспечено активное развитие жанра светского портрета.

Жан Клуэ (Клуэ Старший), придворный художник Франциска I, создает целую галерею портретов короля и его окружения. Портреты мастера отличаются тщательной детализацией, совершенной техникой, а главное – умением создать многогранную характеристику портретируемого. В его творчестве можно найти пример, соответствующий нашей теме: Мария Магдалина и донатор (или же «Мария Магдалина и неизвестная»).

Художник вновь следует своим взглядам и принципам, поэтому работа воспринимается зрителем скорее как парадный портрет. Свидетельством религиозной основы картины являются лишь отдельные элементы: золотистый светящийся нимб над головой святой, поза и благословляющий заказчицу жест. Фигура Магдалины возвышается над заказчицей, творящей молитву; лицо ее утонченно и миловидно, тогда как черты пожилой дамы грубоваты и весьма непривлекательны.

Клуэ Старший (?). Мария Магдалина и донатор. Фрагмент. XV в.

Заметим, что точное авторство данной работы все еще не определено. Неизвестно, была ли она создана Жаном Клуэ, Жаном Хэйем, а может, и неким муленским мастером. В связи с этим возникают проблемы с идентификацией образа заказчицы. Кого же изобразил художник в позе донатора? Мадлен Бургундскую или Мадлен де Лааж, дочь Филиппа Доброго, герцога Бургундского?

Следует отметить, что в русской культуре иконы и фрески, на которых присутствовало изображение донатора, так же как и в европейской, выполняли не только религиозную функцию, но и социальную, позиционируя личность заказчика, события и ситуации исторического и политического характера. Сюжеты с изображением донаторов, предстоящих перед святыми, получили широкое распространение в русской живописи в XVII–XVIII веках – позже, чем в Западной Европе.

Русская живопись содержит в себе уникальный исторический материал, который позволяет получить информацию о многих исторических лицах, внесших значимый вклад в развитие России.

29 Дек 2023 в 08:39. В рубриках: Теория и история культуры, искусства. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв