Просмотров 34

Данное исследование затрагивает не только малоизученный в настоящее время художественный материал, но и целый ряд вопросов, важных для понимания процесса формирования и развития искусства.

Искусство эпохи Средневековья и Раннего Возрождения столь значительно развивалось прежде всего благодаря тому, что обрело социальную значимость в обществе того времени, заручившись поддержкой церкви и государства [1]. История оставила нам немало имен государственных и церковных деятелей, аристократов и купцов, которые выступали в роли меценатов, обнаруживая увлеченность искусством и умение его ценить. В системе католической европейской культуры сформировался институт донаторства.

Donator в переводе с латыни – «даритель». Так называли тех, кто являлся заказчиком иконы или строительства церкви. В основном это были представители церкви, аристократы или почтенные горожане. В желании быть причастными к строительству храма или написанию иконы заказчик руководствовался тем, что так мог выразить свое почитание Бога, благодарность за милость или же просить защиты, отпущения грехов. Во многих случаях донатор обращался к святым, которые, как он верил, покровительствовали ему или его семье. Католическая церковь, в свою очередь, во многом поддерживала становление института донаторства, представители которого оплачивали строительство храмов, монастырей, заказывали картины и иконы, в дальнейшем жертвуя их церкви.

В ранее упомянутой монографии Б. В. Марков отмечает: «Вход в собор настраивал верующего на особый лад. Надвратные фрески или скульптурные изображения сакральных профессий внушали смирение и покаяние, и человек как бы вставал в длинную очередь жаждущих утешения и сострадания. Внутри храма это ощущение усиливается: высокий купол храма, льющийся сверху яркий свет, горящие свечи и изображения страстотерпцев на стенах – все это усиливает сопереживание страстям Христовым. Бог как бы здесь, рядом с человеком» [3, с. 163].

В первое время, когда было разрешено включать донатора в сюжет картины, художники очень сдержанно использовали эту возможность. Однако в дальнейшем изображение дарителей занимает все более значительное место в композиции, а иногда и становится ее центром.

Становление искусства Средневековья проходило в системе теологических знаний, основой которых была теоцентрическая концепция мира. Религиозная догма строго регламентировала изображаемое художниками. Приоритет принадлежал иконописи и монументальной живописи. Теологами задавалась иконописная программа, и каждый художник следовал предписанным церковным канонам.

В то же время именно в живописи Средневековья возникает традиция изображения реальных исторических лиц, несмотря на то, что, согласно христианской доктрине, человек воспринимался как существо греховное и несовершенное. Так, Р. Мутер отмечает: «Религию, учившую человека изжить земную жизнь, сменила религия, глядевшая в потусторонний мир, говорившая ему, что земля – юдоль плача, что только воздержанием и аскетизмом удостоится он Царствия Небесного» [4, с. 113].

Европейское видение мира допускало присутствие на полотне донатора, выражающего почитание и преклонение перед Девой Марией и святыми. Постепенно изменявшиеся традиции религиозной живописи и формирующиеся новые эстетические функции прежде всего проявились в обнаружении светского начала.

Фигуры донаторов в иконе обозначали как бы личное присутствие и приближение к святым, божественному миру. Церковь считала это возможным, так как в данном случае достопочтенный прихожанин становился участником церковного сюжета и диалог между верующим и иконой был более действенным.

Следует рассмотреть особенности изображения донаторов на иконах и фресках. Прежде всего это вопрос сходства, т. е. соответствия изображаемого и реального образа. Примеры иконописи Средневековья и Раннего Возрождения позволяют утверждать, что художник еще не уделял значительного внимания точному воспроизведению и стремился в наличии неких внешних атрибутов идентифицировать личность изображаемого, будь то императорская корона, жезл, геральдические знаки и т. д.

Алтарь Стефанески, 1315–1320. Пинакотека Ватикана

Однако характерной чертой данного периода становится композиционное решение образа заказчика, когда фигура донатора пишется в профиль или полупрофиль, что все-таки позволяет отобразить индивидуальные качества, определенные художником. Трактовка образа донатора в иконе соответствует соблюдению и другого канонического правила – необходимости подчеркнуть разделенность земного и небесного. Так, мы видим, что фигуры людей значительно меньше, чем фигуры святых, а иногда они находятся вообще вне границ картины. На каждой из икон донатор и члены его семьи предстают перед святыми либо коленопреклоненными, либо движущимися к трону, на котором восседает Дева Мария или святые.

29 Дек 2023 в 08:39. В рубриках: Теория и история культуры, искусства. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв