Просмотров 70
УДК 784:37.035.4
Т. А. Кротько
Любовь к Родине, приверженность традициям народа, готовность к самопожертвованию, память о прошлом и сопричастность настоящему – все это грани понятия «патриотизм». В 90-х годах страна, сбросившая «оковы тоталитаризма», обратилась к демократизации, на самом же деле, позаимствовав ряд сомнительных достижений западной культуры, утратила многие свои ценности и устои как в области образования, так и в сфере воспитания. Об этом свидетельствуют события сегодняшнего дня, когда можно переписывать историю, публично врать, отрекаться от всего святого, что мы наблюдаем на государственном уровне в Украине.
В современном мире широкое информационное поле нередко позволяет расставлять акценты случайно и по необходимости. События прошлого легко подретушировать, игнорируя фактические данные, вследствие чего предатели вдруг могут оказаться героями, победы – поражениями, а победители – поверженными.
Наше время остро актуализировало необходимость возврата к формированию духовности и переоценки ценностей у молодого поколения. Одной из главных составляющих данного процесса является патриотическое воспитание. Память о доблестных защитниках Отечества, поклонение подвигу его героев формируется с детства на уроках истории, русской литературы, обществоведения. Исключительно важную роль в этом играет искусство, ведь невозможно представить подвиг советского народа в Великой Отечественной войне без песен «Священная война» или «Катюши».
Деятельность творческих учебных коллективов определяется в равной мере как содержанием образовательного процесса, так и задачами, которые выдвигает время. Русский писатель, критик, публицист и философ В. Белинский утверждал: «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом» [1]. В исполнительском искусстве важно опираться на репертуарную политику, и прежде всего на русскую классику, начиная с величественного хора «Славься» из оперы М. Глинки «Иван Сусанин».
Цель данной статьи – обобщение и передача собственного опыта работы по формированию репертуара хорового коллектива, способствующего воспитанию патриотизма и развитию высокой эстетической культуры у современной молодежи.
Если проанализировать программы хора «Alma mater», то сочинения, касающиеся указанной проблемы, напрямую связаны с образованием Луганской Народной Республики весной 2014 года и творческими проектами Академии Матусовского. Уже в 2016 году была сделана запись Гимна ЛНР, музыку к которому создал народный артист Республики Ю. Дерский. Со звуков гимна начинается каждое утро в нашем регионе, он звучит во время всех официальных мероприятий. В этот период почти каждое учреждение обновило свой музыкальный устав, и были сочинены гимны Луганского государственного университета имени Владимира Даля (автор музыки – член Союза композиторов России А. Ковалева) и 2-го армейского корпуса Народной милиции ЛНР (автор слов и музыки – Р. Разум), записанные хором «Alma mater» в 2020 году.
К 78-й годовщине освобождения Луганской области от немецко-фашистских захватчиков в сентябре 2021 года коллектив Академии принял участие в записи песни и съемках видеоклипа «Донбасс за нами» Р. Разума и группы «Новороссия». Видеосъемки проходили в трех километрах от линии соприкосновения у знакового одиннадцатиметрового памятника «Комбат» в Славяносербском районе, установленного в честь подвига младшего политрука Алексея Еременко.
Хор постоянно принимает участие в патриотических акциях, организованных Правительством РФ. Так, 8 сентября 2022 года в Донецкой Народной Республике был торжественно открыт мемориал «Саур-Могила», отреставрированный и заново перестроенный Министерством обороны РФ и Российским военно-историческим обществом по поручению президента России В. В. Путина. Концерт, посвященный открытию мемориала, собрал всех известных драматических артистов, вокалистов, симфонические оркестры Луганской и Донецкой академических филармоний, хор Донбасс Оперы и камерный хор Академии Матусовского. Они сопровождали пение народным артистом РФ А. Абдразаковым бессмертной песни А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова «Поклонимся великим тем годам», выступление народной артистки РФ Л. Долиной, исполнившей песню «Россия» Б. Стоуна, исполнение версии 4-й части кантаты С. Прокофьева «Вставайте, люди русские» совместно с известной рок-певицей О. Кормухиной и популярной песни М. Хохлова «Донбасс за нами» в прочтении Н. Качуры и М. Лисовиной.
Творческое содружество с известными певцами ко многому обязывает, дисциплинирует коллектив, расширяет диапазон его исполнительских возможностей и жанровое поле. В подобном симбиозе патриотические произведения благодаря пению хора звучат более проникновенно, доходят до сердца каждого слушателя, чему в немалой степени способствует сама обстановка – выступление рядом с памятниками солдатам и офицерам всех родов войск и погибшим в ходе Великой Отечественной войны и СВО.
Бытие определяет сознание. Эту аксиому доказывает 2023 год, на который приходится большая часть патриотических проектов. 9 марта в большом зале Академии Матусовского в рамках деятельности Творческого центра «Красная площадь, 7» состоялся тематический концерт «Музыка войны и мира», в котором наряду с симфонической фреской Г. Толстенко «Александр Невский» прозвучала Торжественная увертюра «1812 год» П. Чайковского. Кроме хора «Аlma mater», в исполнении принимал участие женский хор «Благовест», мужская группа была дополнена студентами кафедры вокала. Все это сопровождалось кадрами видеоряда, изображающими сцены поражения наполеоновского войска, шествия пленных французов, демонстрирующими здания русских храмов, Московского Кремля. Хоровое пение, перезвон колоколов, мощь оркестра и включение духовой банды вылилось в апофеоз величия России, непобедимости духа ее героического народа. Это и есть патриотическое воспитание средствами искусства по обе стороны рампы.
29 Дек 2023 в 08:35. В рубриках: Эстетика. Автор: krisВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.