Просмотров 34

В пинакотеке Ватикана сегодня хранится знаменитый Алтарь Стефанески, созданный в XIV веке по заказу кардинала Стефанески для главного алтаря базилики Святого Петра в Риме.

По утверждению исследователей, работа выполнена Джотто. Кардинал Якопо Каэтани дельи Стефанески – известный меценат папского двора и знаток искусства – изображен художником на центральной панели оборотной стороны полиптиха.

В центре – восседающий на троне святой апостол Петр, поднявший руку в благословляющем жесте. Его окружают святой Георгий и святой Сильвестр. Папа Целестин V подает книгу, а кардинал Стефанески приносит в дар полиптих.

Джотто придерживается правил готической живописи в изображении донаторов: небольшие фигуры у трона, расположенные в профиль, позы покаяния и смиренность в лицах. Однако высокий статус заказчика обозначается кардинальской короной и роскошным одеянием. Приближенность кардинала Стефанески к божественному отмечена лежащей на его плече рукой святого.

Деталь. Кардинал Стефанески

Аналогичен сюжет и композиционное решение другой фрески Джотто в Капелле дель Арена в Падуе, на которой художник пишет образ Скровеньи, приносящего трем Добродетелям в дар капеллу.

Богатый купец Энрико Скровеньи заказал Джотто расписать капеллу, которая должна была стать семейной усыпальницей. Донатор завещал своим потомкам делать пожертвования на семейную церковь. Современники высказывали мнение, что тем самым купец искал искупления вины за грехи, так как занимался ростовщичеством.

Однако здесь мы уже видим, что художник отходит от канона, и фигура донатора не подчинена сакральным фигурам, а выдержана в тех же пропорциях и равнозначна. Единственное, что сохраняется в композиции, – коленопреклоненная поза Скровеньи. Исследователи высказывают предположение, что вторая фигура, поддерживающая капеллу, это сам Джотто.

«Страшный суд». Капелла дель Арена в Падуе. Ок. 1305 г.

Именно в эпоху Возрождения, уже в его ранний период с приходом новых гуманистических идей значительно изменяется содержание церковного искусства. Присутствие человека, его индивидуальность находит более яркое отражение в иконе, фреске, оказывая значительное влияние на формирование светского портрета.

В изображении донаторов проявляется стремление к портретистике, т. е. они узнаваемы, чем подчеркивается факт личной избранности, особого благословения. Тем самым повышался авторитет заказчика в обществе, предопределяющий многие политические и государственные цели.

По мере утверждения новой философско-мировоззренческой концепции именно донатор привлекает внимание художников, и акцент в композиции переносится на его изображение. Оставаясь еще частью многофигурной композиции в период треченто, изображение исторических лиц выделяется яркостью и выразительностью характеристик. Данные тенденции во многом определили пути развития жанра портрета в искусстве Возрождения.

Подтверждением вышесказанному служит знаменитая фреска Пьеро делла Франческо (церковь Святого Франциска в Римини), где изображен правитель Сиджизмондо Малатеста перед своим святым. Правитель Римини Малатеста вошел в историю не только как безжалостный тиран, но и как тонкий ценитель искусств, человек высокообразованный, поклонник античного наследия. В 1447 году Малатеста обратился к Альберти с предложением реконструировать церковь Святого Франциска, превратив ее в пышный городской собор. Правитель намеревался создать семейную усыпальницу для себя и ушедшей из жизни жены, Изотты дельи Атти. Несмотря на то что храм так и не был достроен, мы и сегодня восхищаемся его благородной красотой.

Убранство внутреннего интерьера включает элементы геральдики семьи Малатеста – переплетающиеся в вензелях буквы S и I, которые можно трактовать как первые буквы имен Сиджизмондо и Изотты.

29 Дек 2023 в 08:39. В рубриках: Теория и история культуры, искусства. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв