Просмотров 30

Все вышеизложенное позволяет сделать выводы обобщающего характера. Историко-теоретический анализ специфики выразительных средств набора показал, что к ним относят как шрифтовые, так и нешрифтовые выразительные элементы. Шрифтовые средства набора – это разнообразие гарнитур и кеглей шрифта, его светлота и жирность, курсивность и прямота, строчное и прописное начертание, стилистика и размер, статика и динамика, толщина штрихов и контрастность букв. К нешрифтовым выразительным средствам набора относят различные выделения и контрасты, цветовые нюансы и способы выворотки, наборный орнамент и декоративные элементы, всевозможные линейки, рамки, подчеркивания, уместные пробелы и отступы, различные виды композиции и верстки полос набора. Шрифтовые и нешрифтовые средства выразительности взаимообусловлены и неразрывно связаны, поэтому только в комплексе они способны эффективно акцентировать интонационные и динамические оттенки чтения, усиливать функциональные, эстетические качества восприятия текста и помочь читателю легко ориентироваться в любом печатном издании. Вместе с тем отмеченные выразительные средства набора также направлены на то, чтобы активировать быстрое запоминание, легкое восприятие и усвоение информации, вызывать соответствующие художественно-образные ассоциации, формировать эстетический вкус и мотивировать читателя к развитию собственного уровня культуры.

К перспективным направлениям исследования отмеченной проблемы следует отнести разработку методических рекомендаций касательно возможностей использования выразительных средств шрифта, в частности, в технических, научно-популярных, энциклопедических, художественных, учебных изданиях, для подготовки будущих специалистов по графическому дизайну в вузе.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Беловицкая, А. А. Книговедение. Общее книговедение : учебное пособие / А. А. Беловицкая. – Москва : МГУП, 2006. – 396 с. : ил. ; 21 с. – Библиогр.: с. 374–376. – 1500 экз. – ISBN 5-8122-0722-4. – Текст : непосредственный.
  2. Бельчиков, И. Ф. Техническое редактирование книг и журналов / И. Ф. Бельчиков. – Москва : Молодая гвардия, 1968. – 352 с., 3 л. ил., 2 отд. л. табл. : ил. ; 22 см. – Библиогр.: с. 347–348. – 6000 экз. – ISBN: 999-00-1334963-0. – Текст : непосредственный.
  3. Гуревич, С. М. Газета : вчера, сегодня, завтра : учебное пособие для вузов / С. М. Гуревич. – Москва : Аспект Пресс, 2004. – 195 с. : ил. ; 24 см. – Библиогр.: с. 189–192. – 5000 экз. – ISBN: 5-7567-0303-9. – Текст : непосредственный.
  4. Острой, О. С. О художественном оформлении и конструировании книги / О.С. Острой. – Минск : Академия, 1990. – 330 с. : ил. ; 23 см. – Библиогр.: с. 325–327. – 5000 экз. – ISBN 5-86007-304-6. – Текст : непосредственный.
  5. Рюмина, И. Проектирование книги / И. Рюмина. – Текст : непосредственный // Декоративное искусство. – 1991. – № 5. – С. 18–24. – Библиогр.: с. 23 (17 назв.).

Мала Т. В. Историко-теоретическая детерминанта формирования уровня культуры современного общества

Основной задачей графического дизайнера является качественно спроектировать книгу, которая бы не только художественно-образными средствами, но и средствами верстки текста привлекала особое внимание читателя, вызвала у него соответствующие художественно-образные ассоциации, эстетический вкус и мотивировала устойчивую потребность в саморазвитии и самосовершенствовании. В статье отмечается, что к выразительным средствам набора относятся шрифтовые и нешрифтовые элементы. Анализ возможностей выразительных средств верстки показал, что рисунок, нанесение, размер, композиция и цвет печатного шрифта могут передавать своим специфическим графическим языком некоторые ассоциативные и познавательные «оттенки» художественно-образного прочтения текста.

Ключевые слова: выразительные средства верстки, шрифт, верстка текста, шрифтовые и нешрифтовые выразительные средства, книжные издания, дизайн книги, профессиональная деятельность, дизайнер-график.

Mala T. V. The Historical and Theoretical Determinant of the Formation of the Cultural Level of Modern Society

The main task of a graphic designer is to qualitatively design a book that, not only by artistic and figurative means, but also by means of text layout, would attract the special attention of the reader, evoke in him the appropriate artistic and figurative associations, aesthetic taste and motivate a sustainable need for self-development and self-improvement. The article notes that expressive means of typesetting include font and non-font elements. An analysis of the possibilities of expressive means of layout showed that the design, application, size, composition and color of a printed font could convey with their specific graphic language some associative and cognitive shades of an artistic and figurative reading of the text. The main task of a graphic designer is to qualitatively design a book that, not only by artistic and figurative means, but also by means of text layout, would attract the special attention of the reader, evoke in him the appropriate artistic and figurative associations, aesthetic taste and motivate a sustainable need for self-development and self-improvement. The article notes that expressive means of typesetting include font and non-font elements. An analysis of the possibilities of expressive means of layout showed that the design, application, size, composition and color of a printed font can convey with their specific graphic language some associative and cognitive «shades» of an artistic and figurative reading of the text.

Key words: expressive means of layout, font, text layout, font and non-font expressive means, book publications, book design, professional activity, graphic designer.

29 Дек 2023 в 08:40. В рубриках: Теория и история культуры, искусства. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв