Просмотров 20

Зная о том, что Наполеон увлекался шахматами, Л. Н. Толстой актуализирует провиденциальные взгляды через призму его личности. «Вернувшись после второй озабоченной поездки по линии, Наполеон сказал:
– Шахматы поставлены, игра начнется завтра» [11, с. 223]. Далее в той же главе он пишет: «Наполеон подъехал со свитой к Шевардинскому редуту и слез с лошади. Игра началась» [Там же, с. 226]. Еще более эксплицированно это выражается в следующей фразе Наполеона: «Скажите Неаполитанскому королю, что еще нет полдня и что я еще недостаточно ясно вижу положение шахмат» [Там же, с. 242]. В этих фразах выражено сразу несколько мыслей великого русского писателя. Прежде всего, он показывает, что для Наполеона весь мир стал шахматной доской, на которой тот разыгрывает партии людьми-пешками. Кроме того, Наполеон, как чемпион мира (если рассматривать шахматы как геополитическую модель, он таковым являлся к 1812 году), взял на себя роль божества, провиденциально определявшего дальнейших ход развития истории по своему велению. И то, что планы Наполеона постиг крах, показывает своеобразное трактование писателем провиденциализма, в котором он находит место для элемента случайности.

Более противоречивой представляется мысль, изложенная Л. Н. Толстым от имени князя Болконского. Он отмечает, что война подобна партии в шахматы, «…только с тою маленькою разницей, что в шахматах над каждым шагом ты можешь думать сколько угодно, что ты там вне условий времени, и еще с той разницей, что конь всегда сильнее пешки и две пешки всегда сильнее одной, a на войне один батальон иногда сильнее дивизии, а иногда слабее роты» [11, с. 207–208]. Данное суждение, однако, нуждается в контекстуальном уточнении. Прежде всего, в шахматах время на обдумывание ограничено. При жизни великого русского писателя в большинстве соревнований уже использовались шахматные часы. Также следует отметить, что в шахматах конь не всегда будет сильнее пешки, а две пешки сильнее одной: все будет зависеть от дополнительных факторов позиции. В этом проявляется сходство шахмат с жизнью, где, как верно отмечал автор, военная сила не всегда зависит от количественной составляющей. В данном случае сложно определить, сказался ли здесь тот факт, что Л. Н. Толстой был шахматистом-любителем и мог поверхностно оценивать упомянутые факты, либо, вкладывая в уста князя Болконского заведомо ложные утверждения, таким образом раскрывает некоторые черты его личности.

Следует отметить, что великий русский писатель обращался к шахматной тематике не только в своих произведениях. Приведем несколько высказываний Льва Николаевича в последние годы жизни, записанных его собеседниками: «Как в шахматах бывают совершенно неожиданные совпадения и случайные комбинации, так еще удивительнее это бывает в жизни» [1, II, с. 76]; «Как в шахматах всякая фигура имеет свои, только ей свойственные, способы ходов, так мне уяснились таких восемь или десять разнообразных человеческих характеров» [1, I, с. 306]. Таким образом, мы видим, что Л. Н. Толстой неоднократно сравнивал шахматы с человеческой жизнью, обращая внимание на их сходство.

Шахматы занимают значимое место и в литературном наследии великого русского писателя В. В. Набокова. Он сам был шахматистом достаточно высокого уровня и в ряде своих произведений проводил аналогии между жизнью человека, его взаимоотношениями в социуме и шахматной партией.

В романе «Истинная жизнь Себастьяна Найта» прослеживается сюжет, построенный в виде шахматной задачи, которая решается по мере развития событий. Более того, в данном произведении В. В. Набоков использует для характеристики личностных качеств своих персонажей имена, связанные с шахматными фигурами. Так, главного героя зовут Себастьян Найт (англ. knight – конь), героиню – Клэр Бишоп (англ. bishop – ладья). Имеют прямое отношение к шахматам и упоминающиеся в тексты топонимы, например Сен-Дамье (фр. damier – шахматная доска). Все это образует в итоге некую шахматно-литературную саморефлексию, что, как нам представляется, является визитной карточкой данного произведения русского писателя.

Однако наибольшее внимание шахматному контексту уделил В. В. Набоков в своем произведении «Защита Лужина». Для главного героя этого произведения шахматный мир подменил собой реальный – что, безусловно, возможно только при наличии достаточно значимого сходства между ними. Х. Чжао в работе «Метафора „Жизнь – шахматная игра” в романе В. Набокова „Защита Лужина”» отмечает, что сопоставление «Жизнь – шахматная партия» становится ключевой развернутой метафорой романа [13, с. 162]. И действительно, с развитием сюжета в сознании главного героя происходит трансформация окружающего его мира в шахматную партию. Как отмечает М. К. Копосова, сам герой «наделяет все происходящее вокруг него шахматной символикой, а события интерпретирует как ходы и комбинации» [4, с. 43], в чем также отчетливо прослеживается социосимметричное понимание автором шахматной игры.

Заслуживает внимания мнение Л. Ю. Стрельниковой, которая считает, что «„Защита Лужина” стал первым произведением В. Набокова, смыслом которого является игра в чистом виде, как практическая шахматная и философско-эстетическая идея, выражающая абсолютно-глобальное игровое состояние мира, полностью подчиняющее себе человека и обнажающее его внутренний солипсизм» [10, с. 43]. Таким образом, посредством шахмат В. В. Набоков подводит читателя к осмыслению философских доктрин – в данном случае солипсизма.

Финальная сцена романа – самоубийство Лужина, выбрасывающегося из окна. При этом В. В. Набоков в очередной раз использует аллегорию с шахматами, отмечая, что перед главным героем «бездна распадалась на бледные и темные квадраты» [7, с. 152]. Это можно трактовать как его переход в новую шахматную партию – своего рода иную реинкарнационную реальность.

Стоит отметить, что одним из прототипов Лужина был знакомый В. В. Набокова, известный немецкий шахматист К. фон Барделебен, который покончил с собой, выбросившись из окна. В этом видно уже прямое, фактическое отражение реальности в описанном В. В. Набоковым иллюзорно-шахматном мире.

29 Дек 2023 в 08:19. В рубриках: Теория и история культуры, искусства. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв