Просмотров 73

Одной из центральных идей, которая активно обсуждается сегодня учеными и многими из них считается одной из важнейших черт современной культуры, является идея культурного полистилизма, отражающая доминирование неустойчивости, быстрое изменение идейно-ценностных ориентаций, вкусов, художественных направлений и др. На наш взгляд, понятие полистилизма не вполне соответствует современной культурной и художественной ситуации, поскольку означает буквально «наличие многих стилей», в то время как в действительности мы можем фиксировать просто отсутствие стилевого образования на любых уровнях: эпохальном, региональном, национальном и индивидуальном. Понятие «стиль» указывает прежде всего на устойчивость и продолжительность определенной традиции, определенных способов художественного творчества, в то время как динамизм современного образа жизни, быстротечность художественного процесса, постоянные и усиливающиеся колебания с одной стороны на другую выявляют доминирование изменчивости над устойчивостью.

В характеристике разнообразия современной культурной жизни более приемлемым термином, видимо, является «цитатность», которую понимаем в широком смысле: не только как собственно прием текстуального цитирования (это в равной мере касается и научного, и художественного текста), не только как отсылки и аллюзии, но как всеобщую «осколочность», обусловленную взаимодействием, пересечением различных культур (и в диахроническом, и в синхроническом аспекте). На пересечении исторических эпох, модерна и постмодерна, Востока и Запада, рабства и свободы, массовой и элитарной культуры и т. д. современная личность чувствует себя «разорванной на кусочки» или «созданной из кусочков».

Бесконечное многообразие современной художественной жизни ярко описал в свое время П. А. Сорокин: «Примитивное, древнее, египетское, восточное, греческое, римское, средневековое, классическое, романтическое, экспрессионистическое, импрессионистическое, реалистическое и идеалистическое, искусство Возрождения, барокко, рококо, визуальное и осязательное, идеациональное и чувственное, кубистическое и футуристическое, старомодное, религиозное и светское, консервативное и революционное – все эти стили рядом друг с другом находятся в нашем искусстве. Оно как энциклопедия или гигантский универмаг, где каждый может найти все, что он ищет» [8, с. 450].

Разнообразие художественной жизни современного общества обусловлено тем, что, во-первых, исторически сложившиеся способы художественного творчества не исчезают, а сосуществуют с новыми способами; во-вторых, новое возникает на почве старого и содержит его в себе как моменты или составные части. Образование нового происходит всегда в процессе синтеза элементов, абстрагированных в результате дифференциации предшествующей целостной культурной системы. Вопрос заключается в том, насколько этот синтез может быть органическим в современных условиях? Поскольку творчество всегда является переконструированием уже известного, возникает еще и другой вопрос: не обречено ли сегодня творчество на построение конструкций из цитат (в широком, культурологическом смысле этого слова)?

18 Апр 2019 в 14:29. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв