Просмотров 207

Истоками современной популярной музыки являются глубокие метаисторические элементы «жизненного мира» музыкальной культуры – менестрельная развлекательная музыка и элементы фольклорной традиции. Это антропологически укоренившиеся черты популярной музыки, характеризующие всю сферу ее проявлений от истоков до наших дней. Первым феноменолого-онтологическим основанием, определяющим принципы формирования музыкального мышления популярной музыки, является фольклорная символика. Это довольно обширный слой музыкального сознания – от архаического до современного фольклора, укорененный в древней мифологии, религиозных ритуалах и традициях. В мифах, возникших в разных точках земного шара, имеются общие темы (например, тема происхождения мира), персонажи-герои (например, первопредок), модели мысли и т. п. Этим мифологическим универсалиям и соответствуют универсалии музыкального фольклора. В нем можно выделить следующие феноменологические интенции символики музыки: 1) «телесность» (интенции зависимости музыкальных структур от физиологических факторов моторики движений, дыхания, пульса – музыка озвучивает витальные ритмы, становится «звуковым телом человека»); 2) «космичность» (интенции обобщенной символики, достигающей фундаментальных представлений о Вселенной, – это коды, которые несут информацию о мироздании, например, «жизнь – смерть», «цикличность»); 3) «повседневность» (интенции событийности и ценности обыденной жизни человека – музыка озвучивает обыденность); 4) «танцевальность» (интенции хороводной пластики и тайны обряда); 5) «романсовость» (интенции душевных переживаний и чувств с мощным эмоциональным компонентом). Именно фольклорная символика формирует такие интенции музыкального сознания, которые способны фиксировать архаичные символы, например, витальность и телесность основаны на приемах олиготоники (небольшой легко запоминающийся напев с малым количеством звуков) и репетитивизма (многократное повторение ритмо-интонационных оборотов). Как отмечала Т. Чередниченко, «чем настойчивее нечто повторяется, тем оно делается для восприятия проще, так что даже если изначально оно состояло из многих элементов, то в конце концов его можно свести к минимуму, к схеме» [2, с. 137]. Повторение малодифференцированных напевов воспроизводит цикличность дыхания и пульса, регулярную моторику ходьбы, трудовых и танцевальных движений, других видов активности тела. Круговое возвращение попевок в русском хороводе выражает регулярность телесной моторики. Но оно еще и символизирует вечный циклизм природы, в незыблемости которого народное сознание видит одну из опорных ценностей. Недаром и в текстах песен постоянно обыгрывается параллель состояния человека и природы. Манипулируя громкостью, темпом и регулярностью повтора, можно «настраивать» у слушателей дыхание и пульс, мышечную координацию, другие физиологические функции. Будучи озвученным «телом» человека, фольклорная музыка насыщена обобщенной символикой, восходящей к фундаментальным представлениям о мире. Вообще, витальность музыкальных интенций создает магичность музыки, ее очарование в повседневности. Это особенно важно для популярной музыки сегодня, например, когда в рок-музыке на повторяющийся рифф бас-гитары наслаиваются повторения гармоничных секций, ритмического пульса и мелодических оборотов, возникает ощущение силы, музыка раскрепощает и завораживает.

01 Июн 2016 в 09:15. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв